В программе «Горизонты» 75-го Венецианского кинофестиваля состоялась премьера единственного в этом году российского фильма-участника «Человек, который удивил всех». Это вторая полнометражная работа Наташи Меркуловой и Алексея Чупова после «Интимных мест». Итальянские отборщики отсмотрели целую обойму российских картин, но выбрали одну.
«Человек, который удивил всех» создан Россией совместно с Эстонией и Францией. Три года Наташа и Алексей пытались увлечь своим сценарием самых разных продюсеров, а когда поставили крест на этой истории, появилась Екатерина Филиппова, и за два года фильм был создан в условиях финансового дефицита. Снимали в Тверской области, но итальянские зрители решили, что это Сибирь. Наташа Меркулова: «Я сибирячка, хотела снимать кино в Сибири, но чтобы туда попасть, потребовалось бы преодолеть 6 тысяч километров. И на перелеты актеров ушел бы весь бюджет. Поэтому мы снимали в 200 км от Москвы, а от оператора Марта Таниэля требовали Сибири в Москве».
В сибирской деревне живет семья: лесник Егор с женой, ждущей второго ребенка, их сын-школьник и тесть. Главную роль сыграл Евгений Цыганов — тонко, деликатно. Лесник ловит браконьеров, после встречи с которыми попадает в больницу, где и откроется болезнь пострашнее кровавых ран: рак достиг критической точки. Вся деревня собирает средства на лечение. Жена находит шаманку, но болезнь непреодолима. Егор, поначалу решивший покорно дожить отпущенный срок, начинает борьбу со смертью, и весьма странным способом.
В своем сибирском детстве Наташа Меркулова услышала невероятную историю, которая много лет не давала покоя, но объяснение ей нашла свое: «Очень трудно быть человеком, отстаивать право на жизнь. Не думаю, что это проблема только России. Главный герой все держит под контролем. Он — настоящий мужчина, спланировал даже свои похороны, чтобы не обременять семью. И вдруг услышал себя, ослабил контроль». «Нас привлекла возможность поговорить о битве человека со смертью. Пока мы живы — мы не мертвы. Надо уважать чужую битву со смертью, даже если ты ее не понимаешь», — дополняет Алексей Чупов. Но это спорное толкование, и фильм немного о другом, хотя и об этом тоже. Выбор героя странен, не до конца мотивирован, но когда случилось то, что случилось, принимаешь условность ситуации и переживаешь за героя, который ничего не демонстрирует: просто сидит в бане, прячется в лесу, но люди не дают покоя. Страшная сила окружения, даже ближнего.
Евгений Цыганов ради фильма похудел на 20 кг, но под контролем, в Институте питания. Как рассказала мама актера, приехавшая на премьеру не только со своим знаменитым сыном, но и с дочерью, внучкой, да еще с маленькой собачкой, тут же поползли слухи, будто это Юлия Снигирь довела Евгения до истощения: такой роли у Цыганова еще не было, и она стоила жертв. Насколько нам известно, изначально сниматься должен был Владимир Вдовиченков, но занятость в театре не позволила это осуществить. Сложно представить, каким бы он стал героем, победившим смерть женским платьем (менее всего хотелось бы раскрывать все карты, к тому же лишнее знание не помешает смотреть необычный фильм, не в загадках дело). Евгений Цыганов в свое время мог бы сыграть женскую роль у Деклана Доннеллана, но тот не увидел в нем скрытого женского начала. Его, собственно, и нет, но есть талант, позволяющий многое.
После премьеры Евгений был в прекрасном настроении, как и вся группа (успех окрыляет): «Я впервые вместе с вами видел фильм. Это история про человека, бросившего вызов смерти, а люди восприняли это как вызов обществу».
В день венецианской премьеры его дочке Соне исполнилось 10 лет, и подарок был тщательно подобран. Пока злые языки обсуждают семейную жизнь актера, выясняется, что дети, а их восемь, обожают отца, с удовольствием собираются у бабушки, суп и котлеты которой тоже обожают. По словам мамы Евгения, он — прекрасный отец и опора большой семьи, где есть еще сестра (она — красавица и умница, в чем была возможность убедиться), племянники. Их нежное отношение друг к другу, к Юлии Снигирь, тоже приехавшей на премьеру, создавало ощущение семейного праздника во время коктейля, устроенного по случаю премьеры.
Жену Егора сыграла Наташа Кудряшова — ученица Анатолия Васильева, уникальная актриса, которую наше кино еще недостаточно открыло. Наташа тоже впервые посмотрела «Человека, который удивил всех» и восхитилась: «Кино пограничное, чувственное. Удивительно, что мир на пороге жизни и смерти становится таким хрупким и притягательным. Это очень красивая картина».
В «Горизонтах» участвует и почти безмолвная казахстанская «Река» 34-летнего Эмира Байгазина, частично снятая на русском языке. Его «Уроки гармонии» (первая часть трилогии) были награждены на Берлинале. Теперь режиссера вдохновили церковные росписи и опять же — детские воспоминания: «В таком же возрасте, как и мои герои, я ходил на реку и испытывал невероятное счастье. Никаких коллизий, только счастье». Главными героями стали шестеро подростков, которые по большей части сидят у реки, плавают; мы видим только их спины, создающие ощущение скульптурной композиции.
В основном конкурсе показали очередную киноверсию трагических событий на норвежском острове Утейя. В фильме «22 июля» Пола Гринграсса — три запоминающихся героя: Брейвик, его адвокат и подросток, ставший инвалидом после побоища, в ходе которого норвежский террорист убил 77 человек. В феврале в конкурсе Берлинале участвовал норвежский фильм «Утейя. Июль 22» Эрика Поппе, просто бросавший зрителя в те страшные события, вызывая животный страх. Теперь сделана попытка понять логику убийцы, душевные переживания адвоката, который должен был его защищать.
«Соловей» — опус единственной женщины-режиссера, австралийки Дженнифер Кент в основном конкурсе. Это ее вторая картина, действие которой происходит в 1825 году. Накануне фестиваля на имя президента фестиваля пришло письмо от организации европейских женщин, заявивших об ущемлении прав: из 21 конкурсной картины 20 сняты мужчинами. Арт-директор Альберто Барбера обратился к статистике: 45 процентов сотрудников, занимающихся программированием, и 70 процентов ключевых постов приходится на долю представительниц слабого пола. Из 137 режиссеров, участвующих в фестивале (включая Наташу Меркулову), — 30 женщин. Президент жюри Гильермо дель Торо тоже высказался в извинительной форме по поводу скромного участия дам в конкурсе. И еще порция статистики: за все годы существования трех главных мировых фестивалей женщины-режиссеры удостаивались главных наград: 4 «Золотых львов» Венеции (и это за 74 года его существования старейшего киносмотра), 1 «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, 6 «Золотых медведей» в Берлине.
Венецианская реальность такова: единственную дамскую и самую кровавую картину «Соловей» в конкурсе журналисты обсмеяли. А когда главного злодея — британского офицера и безумного убийцу — местные аборигены закололи деревянным копьем, зал аплодировал.