Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Евгений Вахтангов получил новую квартиру

Всегда закрытый кабинет режиссера наконец примет посетителей

Важное событие, которого давно ждала театральная общественность, произойдет в театре имени Вахтангова. 31 марта в середине дня распахнет двери мемориальная квартира основателя театра — Евгения Вахтангова. Таким образом историческая память и справедливость окончательно будут восстановлены. Первым переступил порог обновленной, а по сути, заново отреставрированной квартиры обозреватель «МК».

 

Евгений Вахтангов получил новую квартиру
Фото: Пресс-служба Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова.
 

Денежный переулок, дом 12. Пятиэтажный дом, в позапрошлом веке числившийся по разряду доходных. Сюда в 1918 году в квартиру под номером 1 и въехал уже тяжело больной, но не теряющий бодрости духа и энергии созидателя ученик Станиславского. До этого Вахтангов не имел в столице своего угла, бесконечно скитался по квартирам и одно время даже жил в Мансуровской студии.

— И только в 18-м не без помощи Немировича-Данченко и Луначарского он получил квартиру на первом этаже этого дома, — рассказывают мне научные сотрудники музея театра Вахтангова Маргарита Литвин и Ирина Сергеева. — Именно в эту квартиру в день премьеры «Принцессы Турандот» в антракте приехал Станиславский и сказал: «А теперь завернитесь в одеяло, как в тогу, и засните сном победителя. Вы поставили прекрасный спектакль, я предрекаю ему большое будущее». Антракт даже задержали. Станиславский оказался прав — «Принцесса Турандот» на многие годы пережила своего создателя.

И вот завершены все ремонтные работы, квартира получила свой первозданный вид — как это было при Вахтангове: одна огромная комната, метров в 60, и кабинет метров под 35. Зала с высоким потолком, лепниной, но ее красоту смогли оценить, только когда сняли старый.

— Вскрыли потолок и поняли, что практически полностью сохранилась роскошная лепнина, а утерянные фрагменты мы восстановили, двери очистили, — рассказывает мне директор театра Кирилл Крок (ему уже смело можно давать знак «заслуженный строитель», поскольку в его активе — замена основной сцены без выезда театра, открытие Новой сцены после долгостроя, теперь вот квартира Вахтангова, а на подходе — реконструкция симоновского театра). — В большом зале мы сделали реконструкцию, купили антикварную мебель, заказали выставочное оборудование.

Надо сказать, что судьба у знаменитой квартиры была незавидная. Сам создатель театра и «Принцессы Турандот» прожил в ней с женой Надеждой Михайловной и маленьким сыном Сережей всего 4 года. После его смерти хлопотами известных людей квартиру сохранили за семьей: жена с сыном продолжала жить в большой комнате, а кабинет, ставший мемориальной комнатой, берегла в том виде, в каком он был при жизни режиссера, — огромная библиотека, его портрет, фотографии с дарственными надписями, диван. Кабинет для посетителей открывали только тогда, когда туда приходили по записи. А приходили в Денежный переулок много — иностранцы, студенты Щукинского училища, актеры.

В 1972 году дом расселили, семья сына Вахтангова и внук уехали на Полянку, а квартиру, к счастью, оставили за театром, хотя на нее тогда претендовали многие важные организации. В 90-е же кто только не квартировал здесь: молодые артисты, архитектурное бюро и музей театра, который по воле прежнего директора из театра перекочевал в квартиру его основателя. Водили экскурсии, но при этом кабинет Вахтангова всегда была закрыт. Теперь прекрасно отремонтированный кабинет с исторической мебелью, фотографиями по стенам примет всех желающих. Спрашиваю у музейщиков:

— Теперь, когда начинается новая жизнь квартиры, какими экспонатами она пополнилась?

— В общей сложности 15 артефактов, прежде не выставлявшихся: 10 писем самого Вахтангова к своим ученикам и ученикам киношколы, записки к нему — от Станиславского, Немировича, писателя Бориса Зайцева. Два рукописных стихотворения Цветаевой Вахтангову, письмо Сонечки Голлидей, а также письмо Завадского и Антакольского, которые, как блудные дети, просятся вернуться в студию, — и это все оригиналы.

Экспозицию также пополнят гастрольные афиши 1911 года, одна — с премьерной «Принцессы Турандот», напечатанная еще при жизни Вахтангова, экземпляр пьесы «Архангел Михаил» с его пометками (он должен был играть главную роль) и странички из записной книжки 1911 года, шутливая грамота в стихах от Сулержицкого. И наконец, семейная Библия — известно, что в конце жизни Вахтангов мечтал поставить эту великую книгу.

— Вы рассчитываете, что основными посетителями станут профессионалы театра?

— Нет, что вы! И раньше к нам приходили люди, которые просто любят ходить на экскурсии: слышали имя Вахтангова, но мало что о нем знают. Тысячи людей просят провести экскурсии: не театральные, театральные редко ходят. После того, как 31 марта мы откроемся, в квартиру Вахтангова будут продаваться билеты, формироваться группы по 15 человек, и музей заживет той активной жизнью, которой и должен жить музей.

Марина Райкина

Источник

602


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95