В редакцию «МК», чтобы поделиться новостями, она впорхнула как на сцену, как только и может всемирно признанная балетная дива, привыкшая к поклонению и почитанию, — легко и элегантно… На ней подчеркивающие ее стройную фигурку брюки и потрясающей красоты блуза… Одетая скромно, изящно и со вкусом, и свою пресс-конференцию в конференц-зале нашей газеты она провела так же непринужденно, легко, нисколько не рисуясь, но по-детски радостно улыбаясь и посмеиваясь…
Светлана Захарова в представлении не нуждается — достаточно сказать, что в пространстве классического танца на сегодня это одна из самых совершенных балерин-ассолюта нашего времени… Прима Большого и этуаль Ла Скала, выступающая в качестве приглашенной звезды с балетными труппами таких театров, как Гранд-опера, ABT (Американский балетный театр), Римская опера, и многих-многих других… Перечислять труппы, куда ее приглашали танцевать, так же трудно, как и ее звания… Народная артистка России, лауреат Государственной премии, офицер французского ордена «За заслуги в искусстве и литературе», член совета по культуре и искусству при Президенте России, депутат Государственной думы предыдущего созыва, дважды лауреат «балетного Оскара» — приза «Benois de la Danse», и прочая, и прочая, и прочая…
Под непрерывное стрекотание фотокамер балетная суперстар отвечала в «МК» на заданные журналистской братией самые разнообразные вопросы: какую роль русский балет играет на мировой сцене? как внести свежие краски в уже ставшие классикой партии? как привлечь молодое поколение в этот вид искусства?
На вопрос «когда вы последний раз были в городе Луцке, где родились?» откровенно призналась:
— С детства не была…
А вопрос, по-прежнему ли наш балет «впереди планеты всей», вызвал у мегазвезды снисходительную улыбку:
— Ну как всегда — да. Очень многое, конечно, зависит от исполнителя, от репертуара, который привозят за границу. Но судя по тому, что в Большой театр до сих пор сложно достать билеты на балетные спектакли, наверное, это говорит о многом.
Наконец объявила Светлана в «МК» и программу своего уникального вечера, мировая премьера которого пройдет на Исторической сцене Большого театра 24 и 25 мая… Это созданные специально для нее три одноактных балета, которые она никогда прежде не танцевала… «Франческа да Римини», на музыку Чайковского в постановке Юрия Посохова, посвящен истории трагической любви Франчески и Паоло, увековеченной в «Божественной комедии» Данте… «Пока не пошел дождь», австрийского хореографа, бывшего премьера трупп Мориса Бежара и Начо Дуато Патрика де Бана, — балет «о любви и о мечте». В необычном для себя амплуа предстанет Захарова в третьем балете программы с необычным названием «Штрихи через хвосты» на музыку Моцарта. Ирландский хореограф Маргарита Донлон создала его, узнав, что Моцарт при написании 40‑й симфонии использовал в партитуре свой авторский знак — перечеркивал хвосты (флажки) нот, тем самым показывая исполнителям, что они могут произвольно выбрать длительность звучания. А «оденет» звезду Большого театра и Ла Скала в этом балете модельер Игорь Чапурин.
— Это три совершенно разных одноактных балета, — увлеченно рассказывала Светлана о своем предстоящем творческом вечере в Большом, — в разных направлениях, в разных стилях и, что очень приятно, совершенно разные эмоционально. С Юрием Посоховым и Патриком де Бана, авторами первых двух балетов, я уже встречалась, а вот хореографию Маргариты Донлон я буду танцевать в первый раз.
Детский фестиваль танца «Светлана»
Но главное внимание прима-балерина-ассолюта, естественно, уделила своему детищу, не так давно учрежденному ею и ее Благотворительным фондом содействия развитию балетного искусства, — фестивалю детского танца «Светлана», который уже во второй раз пройдет в конце марта в концертном зале «Россия» Дворца спорта «Лужники»… А привели ее к этому важному в ее жизни решению, конечно, воспоминания о собственном детстве.
— Взрослые не должны забывать о своем детстве, о своих детских мечтах и грезах, — считает она. — Когда я была маленькой, каждый мой поход в театр, каждое выступление или поездка были для меня огромным событием, которые запомнились навсегда. Помню, как я готовилась к выступлениям и уже тогда, в детском возрасте, осознавала, что делаю что-то важное, особенное и очень дорогое моему сердцу. Эти детские воспоминания и стали основой, на которой возникла идея провести детский фестиваль танца «Светлана». Мне захотелось объединить разные жанры и направления хореографического искусства и дать возможность ребятам показать себя и познакомиться с другими танцевальными коллективами нашей великой страны.
И вот несколько сот талантливых детей и подростков от 5 до 18 лет прибудут на фестиваль со всех уголков нашей страны (в этом году будут представлены Ижевск, Оренбург, Иркутск, Астрахань, Самара, Ульяновск, Керчь, Подольск, Королев и, естественно, Москва) и покажут 29 марта 4‑тысячному зрительному залу не только свои умения в классическом балете, но станцуют народные танцы, джаз-модерн, контемпорари, фолк и другие танцевальные стили. Причем на современной технологичной сцене они будут вплетены в единый графически оформленный спектакль.
— Мы графику готовим к каждому номеру. Дети будут танцевать на сцене, вокруг тоже будет все танцевать: картинки, игрушки. Интересное зрелище, оно еще готовится… Нам присылали видео, ссылки на Ютуб. Все что возможно мы смотрели и отбирали самое интересное, естественно, вежливо кому-то отказывая и с радостью кого-то приглашая.
Идеологию фестиваля Светлана определила так: «Чтобы дети чувствовали, что они нужны. У нас даже есть — начну открывать сейчас тайны — в программе такие сегменты, как «Семья», «Дружба», и дети просто рассказывают об этом. Главное, чтоб они понимали, что от них, от того, что они здесь, зависит будущее России: от того, что они танцуют, от того, что они уважают друг друга, от того, как они относятся друг к другу. Это культура, это воспитание. Оно закладывается с раннего детства. И хочется, чтобы это продолжалось и развивалось».
Интересовались коллеги и впечатлениями от Олимпиады в Сочи, где Захарова, как известно, приняла участие в церемонии открытия, на глазах у всего мира станцевав Наташу Ростову в пронзительной сцене «Первый бал Наташи Ростовой»…
— Олимпиада в Сочи, церемония открытия, в которой я участвовала, не сравнится, наверное, уже ни с чем. И прежде, и после. Это одно из самых ярких событий в моей жизни. Реально я понимаю, что больше такого в моей жизни никогда не будет. Поэтому эти воспоминания я очень бережно храню в своем сердце… И то, как мы дрожали от холода, хотя я в тот момент не понимала — от холода или от страха… Особенно когда мы вышли танцевать на стадион и публика так принимала, так поддерживала и так кричала, что в этот момент я поняла: когда спортсмены делают свои рекорды, они их делают благодаря публике, которая в них верит и которая их поддерживает. Мне казалось тогда, что я готова на все: и куда-то улететь, и все что угодно сделать для этой публики, которая была в то время там. Это было потрясающе… И честно говоря, когда это закончилось, было очень жалко… Хотелось, чтоб все это продолжалось…
Удалось в ходе пресс-конференции пообщаться со Светланой и мне.
— Очень скоро, буквально через несколько дней, вступает в должность новый художественный руководитель Большого театра Махар Вазиев, которого вы знаете еще по своей работе в Мариинском театре и Ла Скала, поскольку вы прима-балерина этого театра. Вообще, наверное, за вашу жизнь сменилось множество худруков…
— Вы знаете, Махарбека Хасановича я действительно знаю много лет. Он меня брал в Мариинский театр, когда мне было 17 лет, и как балерина я выросла при нем. То есть я из поколения балерин Махара Хасановича Вазиева, когда он руководил балетом Мариинского театра. Потом он пришел в Ла Скала. А до него я несколько лет там уже работала, поэтому видела, как менялась труппа при его руководстве. Если интересно мое мнение в связи с этим назначением, то я считаю, что это очень правильный выбор гендиректора, и я рада, что в Большом театре будет такой профессиональный руководитель, который имеет большой опыт и при этом желание работать. Конечно же, когда приходит новый человек, возникают разные вопросы и страхи, но я уверена, что его профессионализм поможет ему во всем. И я просто хочу пожелать Махарбеку Хасановичу, чтобы его новое место работы доставляло ему удовольствие.
— Вас называют главной государственной балериной нашей страны, многие знают, что вы были депутатом Государственной думы прошлого созыва, и, поскольку совсем скоро, осенью, нам предстоят выборы, у меня к вам такой вопрос: не собираетесь ли вы баллотироваться?
— Нет, не собираюсь. Действительно, такой интересный опыт был в моей жизни. Но сегодня я настолько увлечена творчеством и своими проектами, что, честно говоря, понимаю, что физически меня просто не хватит для того, чтобы работать сразу на двух работах. К тому же у меня еще есть маленькая дочь, которой тоже хочется посвятить побольше времени. Поэтому не хочется, чтобы работа занимала все мое время, чтобы его не оставалось совсем. Хочется еще просто жить…
— Фаина Раневская говорила, что балет — это каторга в цветах. Я знаю многих балерин, которые, зная на собственном опыте, какая это тяжелая профессия, не хотят такого будущего для своих детей… Видите ли вы балетное будущее для своей дочери? Хочет ли она заниматься балетом? И хотите ли вы этого?
— Вы знаете, она еще достаточно маленькая, чтобы понять, что ждет ее в будущем. Поэтому думаю, что даже не смогу ответить на этот вопрос. Если моя дочь решит, что она хочет быть балериной, и если будет видно, что у нее есть для этого способности, то это прекрасная профессия, которая дает очень много. Я знаю, что многие актрисы или певцы, а особенно мои коллеги-балерины, как-то стараются оградить своих детей, чтобы они не шли по их стопам. Я — нет. Я, наоборот, считаю, что профессия балерины прекрасная, и, если моя дочь захочет посвятить этому жизнь, я буду ее всячески поддерживать и помогать, поскольку у меня в этой профессии есть большой опыт.
— Что касается балета в целом, какое будущее у этого жанра?
— Мне трудно, конечно, ответить, какое будет будущее у балета. Наверное, самое-самое светлое, яркое. Что мы должны для этого делать? Мы должны продолжать развивать классический репертуар, так как весь мир ассоциирует балетное искусство именно с классическими балетами. Но при этом, конечно же, очень важно развиваться, важно делать что-то новое. Не бояться экспериментировать. Что-то будет получаться, что-то пусть не получается… Но лучше делать что-то новое, а не почивать на лаврах. Это самое главное условие — развиваться. И конечно, очень хочется, чтобы в балете появлялись новые интересные личности.
— Когда говорят о русском балете, у многих идет ассоциация именно с классикой. Что вы думаете по поводу современной хореографии?
— Есть спектакли, которые действительно нравятся публике, но все отмечают, что проходит спектакль, и интерес вместе с ним тоже проходит, и потом этот спектакль снимается с репертуара… В отличие от классических балетов, которые только и ждут своей очереди, чтобы они снова показывались на сцене. Но это зависит, в общем, даже не от исполнения, а от культуры воспитания зрителей. У каждого ведь свой вкус. И кто-то хочет смотреть что-то новое, а кто-то хочет, наоборот, привести своего ребенка на хороший классический балет «Спящая красавица», а не на современный балет, возможно, с непростой музыкой. В общем, это во всем мире так, я думаю. И я заметила: где бы я ни выступала, всегда большой интерес именно к классическим балетам. Будь это Гранд-опера или Ла Скала. Все-таки публика любит эти спектакли. Современные балеты — это как эксперимент… Интересно посмотреть порой только один раз. Поэтому держатся они в репертуаре сколько можно, потом их снимают и делают что-то новое, чтобы дальше развиваться. Вообще-то это нужно нам, артистам, прежде всего. Нужно для развития. В принципе, если бы мы показывали только классические балеты, залы бы были заполнены. Но артистам нужно постоянно что-то искать, использовать свои возможности. Потому что классический балет все-таки имеет какие-то рамки, за которые нельзя выходить. А в современной хореографии никто, в общем-то, не знает, как это должно быть. И человек приходит и видит, как это захватывающе. А иногда нет. А мы зависимы от зрителей, поэтому хотя работаем и для себя, но делаем прежде всего для публики.
Помня о том, что, когда Светлана Захарова оказалась во втором составе в премьере балета «Онегин», пресса много писала, как она отказалась от партии, последние мои вопросы были связаны с ближайшими премьерами Большого театра… Одной — только что прошедшей, и второй — которая вот-вот состоится…
— Всегда, когда происходит премьера в Большом театре, известно, что ведется закулисная борьба за то, чтобы танцевать в первом составе. Часто в первом составе танцуете именно вы, потому что общепризнанно, что вы на сегодня — одна из лучших балерин Большого театра и вообще во всем мире. Тем не менее это бывает не всегда, например, в последней премьере Большого театра, балете «Дон Кихот», вы танцевали в пятом составе. Принципиальна ли для вас эта ситуация: участвовать именно в первом составе?
— Что касается «Дон Кихота», то я не считала, что это пятый состав. Я только понимала, что могу танцевать только в этот день… Раньше я не могла выйти, потому что я уезжала на гастроли и вернулась за два дня до премьеры. Потом у меня был партнер, который впервые танцует в балете «Дон Кихот», поэтому нам нужно было больше времени, чем остальным, чтобы подготовиться. И я понимаю, что, когда ты танцуешь, нужно выходить полностью готовым, чтобы осталось хорошее впечатление. Поэтому, как бы меня ни просили, я отказалась от премьеры, для того чтобы нам хорошо подготовиться к спектаклю.
— Участвуете ли вы в вечере голландских балетов, премьера которого ожидается в Большом театре в ближайшее время?
— Я для себя иногда принимаю решение от чего-то отказаться, чтобы было качество, и в новых балетах я не участвую, потому что действительно у меня огромный репертуар, над которым надо работать. Лично для себя я не нашла в этом особого интереса, потому что у меня впереди большая программа, которая отнимает огромное количество сил: чтобы отработать один балет из трех, на репетиции в день уходит очень много времени
Павел Ященков