Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Евгений Ямбург дал школьные советы родителям к 1 сентября

"Некие базовые вещи нужны всем - и физикам, и лирикам"

В преддверии нового учебного года родителей волнует множество самых разных аспектов предстоящей учебы. Как рассеять страхи ребенка, идущего в первый класс, что ожидает детей (удаленка или смешанный формат) и что для них лучше, как обезопасить детей в школе, — на эти и другие вопросы ответил заслуженный учитель России Евгений Ямбург в ходе прямой линии «Московского комсомольца».

— Моя внучка очень боится идти в первый класс. Как помочь ей настроиться на нужный лад и объяснить, что школа — это не страшно?  

— Не надо пугать детей школой. Надо завлекать, рассказывать, что это весело, это интересно. Сейчас во многих школах существуют подготовительные группы. И детей там не мучают, а решают вместе с ними разные интересные творческие задачи. Другими словами, это вопрос мотивации. Умные родители мотивируют детей. А те, которые помнят свои неудачные школьные годы, говорят: вот пойдешь в школу, там тебе покажут!..  

— Мой сын не ходил в детский сад, сейчас он должен пойти в первый класс, но я очень переживаю, что ему там будет неуютно. Есть ли какие-то методики для лучшей адаптации в школе?

— Методиками адаптации к школе должны заниматься детские сады и школы, учитывая психологию детей. Ведущий тип деятельности там — игровая. И она постепенно будет сокращаться, а учебная нагрузка будет увеличиваться. Ну что такое 1-й класс? Отметок там не ставят, да и домашних заданий практически не задают. То есть 1-й класс — это всегда адаптация. Но иногда я встречаюсь с тем, что в саду дублируют программу 1-го класса. А этого делать не надо. Надо развивать мелкую моторику у ребенка, координацию движений, социализацию, коммуникацию, развивать в нем способы общения и прочее. А такое «опережающее» в кавычках обучение довольно опасно.

— Во времена моей юности школьникам обязательно давали задания для самостоятельного изучения на лето. В частности, это был список литературы, а сейчас дети практически не читают. Есть ли такие задачи в школе?  

— В нормальных школах программа летнего чтения существует. Потому что невозможно роман «Война и мир» или «Преступление и наказание» прочитать к уроку. Есть вещи, которые надо читать летом. Второй момент: существуют дефекты программ, и иногда те вещи, которые входят в программу, не соответствуют возрастному статусу ребенка. И это довольно часто происходит. Даже «Евгений Онегин» все-таки не для 8-го класса. При этом многое из литературы, на которой мы воспитывались, ушло. Это Майн Рид, это Конан Дойл, это Фенимор Купер. Но зато сейчас можно «щелкнуть» и посмотреть по телевизору или на планшете великий спектакль Театра сатиры «Ревизор» с Мироновым, Папановым. Но, конечно, это не должно заменять книгу, а может идти как дополнение. 

— Как правильно психологически подготовить ребенка, который расслабился во время каникул? Сын идет в 6-й класс, и он совершенно разленился за лето в деревне у бабушки.

— Виноват не мальчик, виновата мама, что он разленился. Я не хочу сказать, что лето нужно превращать в «тюрьму народов», чтобы ребенок и не гулял, и не плавал, и в походы не ходил. Но на дворе ХХI век, есть планшет, и нужно было хотя бы раз в неделю сесть и позаниматься с ребенком, сказать ему: «А давай мы с тобой повторим какие-то вещи по математике или иностранному языку». А вот так спохватиться в последнюю неделю… Теперь ребенок будет входить в норму всю первую четверть. 

— Два года в школах была то дистанционка, то очное обучение. Многим кажется, что такие скачки плохо сказываются на усвоении школьного материала. Как будет организован учебный процесс в этом году? 

— Я, конечно, не пророк и не знаю, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация. Но слишком много сейчас сеется страха и паники среди людей. За эти годы, за очень сложные годы, мы научились работать и в дистанционном формате. Некоторые говорят: «То, что дети сидели на дистанте, нанесло непоправимый урон образованию, их надо теперь переучивать!» Это неправда. Эти два года, поверьте мне (а я 50 лет в системе образования и чего только не видел!), они сдавали ЕГЭ не хуже, а даже лучше, чем в прошлые годы. А почему? Есть такие дети, которых я называю «тихушники», среди них могут быть дети определенного аутического спектра, интроверты. Они стеснялись отвечать в большом классе при остальных ребятах и зажимались. А тут, когда учитель стал работать с ними в отдельном чате, такие ученики начали подниматься с «четверки» на «пятерки» и сдали экзамен на «5». В ситуации с дистантом они сделали рывок вперед. У нас стало больше детей, которые не только 100 баллов, а и по три «сотки» имеют. 

Но, с другой стороны, никто никогда не заменит живого учителя. Есть две крайности, одна — «долой дистант!», а другая — «будем все делать в дистанте». Я всем объясняю, что мы будем гибко сочетать очные и дистанционные формы работы. Наличие дистанта не позволяет учителю сосредоточиться на главном в своем уроке: на передаче ценности и смысла культуры. То, что надо делать «глаза в глаза», когда дети сидят и, замерев, слушают учителя и смотрят на него. А технические вещи, правила русского языка, уравнения и так далее можно давать в качестве домашних заданий в электронном дневнике, и пусть они их отрабатывают. Это как два плеча коромысла, которые надо держать в равновесии.  

— Заметила, что современные школьники пишут гораздо хуже, чем дети 20–30 лет назад. Где-то слышала, что мелкая моторика, в частности, чистописание, способствует развитию головного мозга. Почему сейчас в школах не уделяется внимание красивому и правильному письму?

— Мама, задающая этот вопрос, абсолютно права, потому что рука связана с мозгом, и отработка мелкой моторики позволяет ребенку довольно мощно развиваться. Мы отработкой детской моторики занимаемся в нашем дошкольном подразделении и в начальной школе. На Западе, кстати, есть такая тенденция: «А зачем вообще учить детей писать? Пусть они печатают на компьютере, эти вещи не нужны». Нужны, и мы будем их сохранять в российских школах.

— Раньше в школах изучали черчение, астрономию и историю искусств, но уже давно эти предметы исключены из программы. Планируется ли их возврат или хотя бы факультативные занятия по ним? Сын увлекается звездами, а я не знаю, где он может их изучать. 

— Сегодня, слава богу, существует вариативность образования, и я надеюсь, что она сохранится. Если вы выбрали своей будущей специальностью филологию и вам не очень интересно заниматься физикой, звездами и так далее, вы можете выбрать предмет «естествознание», где все это будет как «шампунь и кондиционер в одном флаконе». Если вы собираетесь продолжать свое образование с точки зрения точных наук, то, естественно, для этих детей с 9-го класса начинается вариативность, профильность обучения. Значит, они пойдут в этот физмат-класс. Но некие базовые вещи нужны всем: и физикам, и лирикам. Потому что мы сегодня пришли к результату, когда, по независимым социологическим опросам, у нас чуть ли не 80% населения считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Вот это полная беда. 

— Мой ребенок перешел в новую школу, и для меня стали открытием постоянные сборы денег родительским комитетом. Сейчас нас просят сдать 15 тысяч на нужды класса. Это какие такие нужды класса и как правильно отказаться от этих взносов, чтобы мой ребенок не стал изгоем? 

— То, что описывает эта мама, называется «уголовщина». Эти сборы запрещены! Московский бюджет располагает достаточными средствами, чтобы обойтись без дополнительных сборов. Другое дело, что не родительские комитеты, а так называемый управляющий совет может создать свой фонд, который будет абсолютно прозрачным для каких-то стратегически интересных вещей. Например, не хватает денег на экспедицию и так далее. Но это не имеет право делать ни завуч, ни директор. 

— Часто встречаю в новостной повестке истории с буллингом в различных странах. Как обстоят у нас дела с этим? Кроме того, появляются разного рода школьные «стрелки» — казанские, керченские и прочие. Как обезопасить ребенка?

— В нашей стране ситуация хуже, чем где бы то ни было. Стреляет не ружье, а стреляет голова. Дело в том, что, по данным Союза педиатров (а я его почетный член), у нас полностью здоровых детей всего 12,5%. И на первом месте — психоневрологические заболевания. Поэтому мы и лидируем и по детским суицидам, и по «стрелкам». И не только в Казани и в Керчи. Не все поступает в прессу, и дело не в запрете гласности, а в том, что это всегда пример для подражания, и поэтому надо быть очень аккуратным. При такой ситуации нужен постоянный медико-психолого-дефектологический контроль. Что мешает распространить это повсеместно в школах? Даже не отсутствие денег, а наше несовершенное законодательство. Если врач работает в составе этой службы, он не получает ни выслугу лет, ни наград. Какая разница, на какой территории он осуществляет медицинские функции?  

— Что бы вы пожелали накануне 1 сентября?

— Я по жизни оптимист, кем желаю быть и родителям. Потому что унылый и грустный учитель — это непрофессионально. Мы должны всегда помнить о той науке, которую придумал замечательный калужский учитель русского языка и литературы, с которым я имел счастье общаться, — Булат Окуджава, она называется «святая наука расслышать друг друга». Мы по одну сторону баррикад, а все недоразумения можно решать в диалоге.

ИРИНА БРИЧКАЛЕВИЧ

Источник

203


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95