Времена меняются.
С каждым годом за рулём женщин всё больше, и среди них уже сейчас можно встретить отличных водителей.
Если раньше такси с женщиной за рулём казались лишь шуткой, то теперь это вполне естественно.
Сегодня — рассказы от таксисток о своей работе.
Данила Трофимов, редактор 1001.ru
К моему удивлению, водителем была милая девушка лет двадцати пяти. Завязался разговор. Стали расспрашивать, как устроилась на эту работу, давно ли, то да сё. Потом спросили: — А бывают проблемные пассажиры? — подразумевая приставучих мужиков. — Да нет, всё нормально... А хотя погодите, один раз было... Вы знаете, пьяные бабы, они такие дуры...
Неженская профессия
Конечно, феномен таксистки — явление достаточно новое. Ещё в советское время гораздо проще было встретить женщину-трактористку, нежели мадам-таксистку. Гендерное разделение по профессиям в Советском Союзе отслеживалось довольно строго и каждому ценному кадру было положено своё место. Тем не менее некоторые мужчины не стеснялись учить своих жён вождению, и уже в 90-е количество леди за рулём начало быстро расти. Особенно смелые женщины начинали понемногу бомбить на дороге, подбирая голосующих пассажиров.
Ещё в 2004 году в Москве было всего шесть женщин-таксисток. Сейчас их счёт идёт на десятки, а скоро пойдёт на сотни. Хрупкие дамы берутся за необычную работу, как правило, вынужденно: после разводов, лопнувшего бизнеса, болезни главы семьи. И, как показывает практика, водить такси для женщины зачастую оказывается в удовольствие.
Нельзя не отметить, что ни от одной таксистки я не слышала о том, что работа им в тягость и что они мечтают сменить её на «женскую». В отличие от мужчин, которые всю дорогу способны бухтеть, что жизнь не удалась, мало платят, а пассажиры сплошь идиоты, женщины-таксистки чаще всего имеют очень приятный и сдержанный характер.
Когда женщин берут на работу в таксопарк, к ним предъявляют довольно жёсткие требования. Так уж повелось, что для мужчины вождение автомобиля — естественное занятие. А если женщина за рулём, к ней присматриваются, не доверяют и трижды проверяют. Так что задумайтесь: если за рулём такси сидит женщина, значит перед вами настоящий ас!
Женщинам-таксисткам свойственна аккуратность, внимательность, деликатность. Они не лихачат на дороге, а также обладают удивительной памятью, которая позволяет им не только точно помнить все текущие заказы, но и, вспоминая о давних пассажирах, обязательно сопровождать рассказ точным указанием, откуда и когда везла человека, пусть даже это было прошлым летом.
Таксистка по убеждениям
Людмила Горина за рулём больше 20 лет. Рассказывает, что с детства мечтала водить автомобиль и куклами интересовалась мало. «Мне вообще надо было мальчиком родиться!» — говорит таксистка. Отец был строгий и считал, что женщине за рулём не место. Зато место его дочери было в педагогическом училище, учили Люду на преподавателя музыки в детском саду. По профессии Людмила так и не поработала, зато прекрасно пела сама и объездила со своим хором всю страну. Потом вышла замуж, родила ребёнка, и гастроли прекратились. Муж научил Людмилу вождению. «Мне не нужно ни золота, ни бриллиантов. Мне бы лучше новую машину! Их так люблю и часто меняю!» — с удовольствием рассказывает Люда. И вот в 2005 году мечта исполнилась — она стала водительницей такси в Мытищах, а спустя время перебралась работать в Москву. «Я совершенно не устаю. Так бы всё время рулила и рулила», — смеётся Людмила.
Среди постоянных клиентов Людмилы большинство — мужчины. Ещё те, кого она возила в Мытищах. До сих пор звонят и просят, чтобы отвезла именно она, а если Люда в это время на другом конце Москвы, просят, чтобы нашла кого-нибудь, кому сама доверяет. «Опытные водители-мужчины, которые садятся ко мне в машину, видят и ценят то, как я вожу. Один раз сел мужчина на улице Косыгина, посмотрел в зеркала заднего вида и говорит: «Ты лет двадцать за рулём, да?» Оказалось, он профессиональный автогонщик. Мне было так приятно!»
Чтобы разгрузить голову
Работать в такси часто идут женщины с прекрасным образованием и таким опытом работы, которому можно только позавидовать. Причина такой перемены — желание сбросить огромную ответственность и разгрузить голову. Ольга Захарова теперь работает в женском такси. Из скандально известной корпорации ушла, когда сменилось руководство. Продолжать работать на аналогичной должности не хотелось — слишком много приходилось напрягаться, нервничать, принимать решения. Решила поработать физически и поберечь нервы, а к машинам Ольга всегда была неравнодушна, получала удовольствие от вождения. Так что решение пришло само собой, и Ольга о нём ни секунды не пожалела. Единственное, что огорчает таксистку, — это пробки. Но о смене работы она даже не думает.
Совмещённые таксистки
Чаще всего случается, что женщины совмещают работу в такси с основной офисной работой, потому что одной зарплаты не хватает. Людмила Ловкова долгое время работала офис-менеджером: организовывала встречи для начальства, принимала гостей, следила за документами. «Сами понимаете, чтобы работать на такой должности, нужно уметь общаться с людьми, находить к каждому подход», — считает она. Потом компания переехала в новый офис и ездить на работу стало очень далеко.
В это же время Людмила овдовела, на руках остались дети. «Сначала я брала пассажиров с бордюра, —рассказывает таксистка. — Потом устроилась в официальное такси. У меня ведь стаж уже 20 лет, Москву знаю наизусть. Я работаю в такси не целый день, а совмещаю с работой в офисе. Часто работаю ночью, в Новый год, на 8 Марта. Для таксистов ведь праздники не праздники. Но я уже так привыкла и втянулась, что не мыслю свою жизнь без такси».
На резонный вопрос, не случались ли неприятные истории с пассажирами, Людмила говорит, что только однажды нетрезвый пассажир сделал ей непристойное предложение, но она его сразу поставила на место и мужчина, осознав ошибку, всю оставшуюся дорогу раскаивался и извинялся.
Что касается женщин-пассажиров, которые хотят, чтобы их возили только женщины, Людмила говорит, что знает только один такой случай. Дело было не в её смену, но оператор позвонила и очень попросила обслужить эту необычную клиентку, Людмила не отказалась.
Начальница таксистов
Среди многочисленных московских таксопарков есть такой таксопарк, который многие по ошибке считают женским. На самом деле среди водителей всего несколько женщин, а такое название такси получило потому, что руководитель и основатель компании — женщина (Наталья Фузеева).
«Женщин у нас в коллективе совсем немного. Это связано с тем, что к водителям мы предъявляем высокие требования. Те женщины, которые работают у нас, — потомственные таксистки с очень большим стажем вождения. Человек должен быть аккуратным, вежливым, образованным и иметь стаж вождения не менее пяти лет. Мы ищем умных водителей, способных понять клиента. У человека, садящегося в машину, может быть самое скверное настроение, и задача водителя — войти в его положение», — говорит Наталья.
Фузеева рассказывает, что не помнит случаев, чтобы клиенты просили прислать за ними именно водителя-женщину. «Всё же люди привыкли видеть в такси мужчину. Наши мужчины-водители часто возят детей в школу, на разные секции. А с водительницей недавно была история: постоянный клиент попросил забрать его в аэропорту, мы отправили к нему нашу таксистку. Он звонит диспетчеру и говорит, мол, никто его не встретил, таблички с его именем никто не держит. А ему отвечают: за вами женщина приехала, она вас ждёт. И правда, говорит пассажир, я и подумать не мог. В итоге остался очень доволен».
В компании Натальи не было случаев, чтобы пассажиры некорректно вели себя с её водительницами. А вот, в подтверждение приведённого выше анекдота, истории с нетрезвыми и чрезмерно активными клиентками случались…
Женское такси
Компании такси, где сидят за рулём исключительно женщины, начали появляться в России всего несколько лет назад. Первые розовые такси возникли в 2004 году в Челябинске, затем в Санкт-Петербурге, Барнауле, Дмитрове, Волгограде, Самаре, Ростове-на-Дону.
Московские женские такси, в отличие от региональных, стоят дороже обычных жёлтых машин с шашечками. Однако желающих переплачивать за преимущества — детское кресло для малышей и гарантию от сексуальных домогательств со стороны водителя для самих пассажирок — находится немало.
Женщин-водителей можно встретить и в обычных таксопарках столицы. Чаще всего они работают наравне с мужчинами и, как правило, не на полную ставку, а подрабатывают, совмещая с другой работой.
Бытует мнение, что женщины боятся брать на борт пассажиров с улицы и поэтому идут в официальное такси, чтобы быть как-то защищёнными компанией. Однако все опрошенные таксистки высказались против такого утверждения, аргументируя тем, что женщина-водитель попросту должна вести себя с пассажирами достойно и уверенно и тогда ничего дурного не случится.
Получается, что профессия таксистки не такая уж и мужская: с пробитым колесом на дороге помогут, а под капотом опытные дамы ковыряются не хуже мужиков. Скорее всего, мы привыкли видеть в такси мужчину в силу сложившейся традиции, и не более того. Этот вывод подтверждают и многие таксисты обоих полов, и руководители компаний такси: главное не пол водителя, а его или её профессионализм, коммуникабельность и любовь к работе.
Таша Рулевая