Я раньше ничего не писал о документальном, социальном кино. Признаюсь, потому что никогда не был его поклонником этого жанра. Но позавчера мне довелось побывать на заседании одного киноклуба, где показывали известную документальную ленту «Линар» (о мальчике, пережившем пересадку сердца), а также, после сеанса, предоставили возможность познакомиться с создателями фильма, в частности – с режиссером Настей Тарасовой. Настя Тарасова отвечала на многочисленные вопросы (давно я не видел такого оживления после какого бы то ни было показа), рассказывала о мальчике, о съемках, о людях, что так или иначе близки этой истории, о российском законодательстве (одна из основных проблем, поставленных в фильме: пересаживать любые детские органы у нас на законодательном уровне запрещено, отсюда большое число детей, лишенных всякой надежды на выздоровление).
Кадр из фильма "Линар"
Признаюсь, не ожидал, что фильм настолько хорош. Смотрится на одном дыхании, не смотря на документальность – отлично выстроен с драматической точки зрения, держит в напряжении. Много околохудожественных вставок, нужных для определенного акцента на мыслях, образах – что совершенно не портит впечатления от здесь и сейчас происходящего события. Приятно удивил режиссерский подход – здесь практически нет авторского «я». Настя Тарасова ничего не говорит от своего лица, не комментирует, не появляется в кадре. Ее нет – она всего лишь наблюдатель. Кульминационный момент – операция – не стала объектом съёмки. Кроме того, как призналась сама режиссёр, тогда они со съёмочной группой договорились, что если операция пройдёт неуспешно, то не смотря на все потраченные силы, время и нервы – фильмом они прекратят заниматься и не будут никому ничего показывать.
Удивительно, с чего началась эта история! Будущие авторы фильма просто приехали в такую-то больницу, надеясь снять короткий десятиминутной ролик, о том как живёт-поживает мальчик, подсоединенный к механическому сердцу – огромному шкафообразному насосу на колёсиках… в ожидании отмена запрета на пересадку органов (тогда врачи ещё пытались с этим, что сделать, но безуспешно). Его жизнь – а он обычный весёлый, умный, красивый мальчик, бодро и героически справляющийся с этим повсюду следующим за ним шкафом. И его ожидание – впереди безызвестность… Да, вполне хватило бы на десять минут и это был бы очередной поучительный ролик о том, какие еще неидеальные моменты есть в нашем законодательстве, насколько плохо, бывает, приходится людям и т.д. и т.п.
Но съёмочная группа пошла дальше. Мальчика каким-то образом отправляют в Италию, где пересадка разрешена. Именно там он будет проводить свои последние месяцы, подключенный к насосу (и, кстати, побьёт рекорд – подобные единичные случаи в мире были, но никто так долго ещё не продержался – невозможно быть подключенным к нему вечно). Мы наблюдаем и за врачом, приставленным к мальчику. Он стал ему практически вторым отцом. Он проводит с ним всё время, разговаривает, шутит, играет, гуляет, ободряет. Когда всё-таки сердце нашлось (ужасно звучит?) – врач не мог найти в себе силы позвонить матери и сообщить, что операция может скоро начаться. Ведь и сам жутко волновался, сознавая, что шансы отнюдь не стопроцентные.
А съёмочная группа всё это время жила рядом, в небольшом хостеле. И регулярно приходили в больницу, чтобы запечатлеть повседневную жизнь мальчика, его новых итальянских друзей, а также врача – красивого, умного мужчину, талантливого хирурга, у которого где-то там на родине родился собственный ребёнок…
Жаль, что не смотря на успешный исход, уже после фильма, спустя много лет, в течение которых мальчик рос здоровым, счастливым ребёнком – сердце его всё-таки не выдержало. В четырнадцать лет он начал расти, превращаться во взрослого человека. С сердцем двухлетнего ребёнка. Теоретически, если бы он смог дожить до восемнадцати, то ему уже во вполне законном порядке, могли бы пересадить уже сердце взрослого человека – но не успел.
Хирург же, как рассказал Настя Тарасова, ушёл из профессии. Он был один из самых многообещающих специалистов Бакулевского центра, - но после пережитого решил, что эта профессия не для него. Слишком большой стресс.
Так и снимался этот фильм – через непередаваемый стресс, страх, но со страстным желанием показать и рассказать всё и сделать это на высоком профессиональном уровне. Сделали. Впечатлили. Советую.