Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Фильм "Пионеры-герои"

Посмотрел вот, заинтересовавшись темой (это же практически про моё поколение), авторское российское кино: фильм Натальи Кудряшовой "Пионеры-герои", участник недавно прошедшего Московского кинофестиваля, лауреат Берлинского.

Любопытный фильм, хотя и затянут, и, я бы сказал, расфокусирован. Здравое зерно в нём есть.

Конечно, он запоздал минимум лет на десять. Тема "как дети, рождённые в советское время и воспитанные в советской парадигме, приспосабливаются к новому времени" уже давно потеряла актуальность.

Ну кого сейчас возьмёт за живое диалог психиатра и Петра из "Чапаева и Пустоты" Пелевина (1996) - "Вы просто не принимаете нового"? На авансцену жизни и судьбы вышли поколения, которые СССР - даже во времена его перестроечного декаданса - не застали.

Сначала вообще непонятно, почему во всех обзорах и рецензиях говорится, что фильм - о "поколении 30-летних": 30-летние образца 2015 года были рождены в 1985 году и никакой октябрятии с пионерией застать уже никак не могли. Но финальный теракт на Рижской (2004) всё объясняет. Да, тогда третьеклассникам 1987 года как раз было под 30.

"Флэшбеки" из детства героев, то есть из 1987 года (время не указано строго, но определяется по мелькающим в кадре телепередачам и журналу "Огонёк" с 70-летием революции) ,перемежаются с унылой современностью (ну, не то что современностью - первая половина нулевых, но это выясняется, повторюсь, только к финалу и только по конкретному эпизоду известного теракта).

Бывшие октябрята с переходом в пионеры не могут в новой жизни найти себя, маются от экзистенциальных проблем (хотя формально у них всё хорошо - обеспеченный "креативный класс", копирайтеры и актрисы), нет ни увлечения жизнью и работой, ни хорошей любви, и в конце концов светом в окошке становится монастырь.

Лучшее, что в фильме есть, - те самые стилизованные "флэшбеки" из советского детства. Всё, конечно, стилизовано и утрировано, но раздражения у человека, заставшего оное самое детство (скажем, меня), не вызывает. Хорошая работа с детьми-актёрами - будто им и правда с пелёнок внушали, кто такой Ленин и что такое пионерия.

Потусторонний бетонный зиккурат с портретами пионеров-героев, метафорическое убийство Дедушки (Юрий Кузнецов, "Мухомор" из "Ментов") с его надувными органами и красными шлангами, пионерский галстук, повязываемый поверх косичек в награду за метафизический "подвиг",  - выше всяких похвал.

Вообще, режиссёрского таланта Натальи Кудряшовой хватает, чтобы пробросить сквозной темой через фильм человечью органику, биологическую её обречённость ("это ведь просто кусок мяса, какая там поэзия и любовь", говорит самая интересная из героинь), но идея "цепляния" за детство (в данном случае советское) из страха перед смертью достойна более внятного выражения.

Ещё на этом материале можно было бы сделать хороший, абсурдистский или не очень, триллер; у Натальи Кудряшовой, при правильном ходе мысли, получилось всё слишком смазано-размазано-растянуто.

Но, по мне, фильм достоин просмотра. Заставляет, так сказать, задуматься о времени и о себе - по крайней мере, тех зрителей, кто относится к тому самому поколению "последних советских пионеров".

Кто такой, тот я.

6/10

Роман Иванов

Источник

685


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95