Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Где лоГИКа? (Часть 1)

Почему в России так непопулярны настольные игры?

Пока гик-культура на Западе достигает новых пиков развития, в России попросту опасно называть себя словом «гик», поскольку для многих представителей старшего поколения оно является ругательным. Почему так произошло? Удастся ли нам когда-нибудь нагнать тот уровень «новой культуры», которым могут похвастать Европа и США? Попробуем разобраться.

 

Начнём с настольных игр. Почему-то в нашей стране под настольными играми всегда подразумевали не то, что за бугром. Если у них там есть чёткое разделение на коллекционные, настольные и азартные игры, то у нас это всё смешано в огромную кучу. В результате ребятишки на детской площадке и старики в беседке играют примерно в одно и то же, разница лишь в ставках.

Уже с детства малыши познают шулерские уловки, «интересные» поговорки, связанные с мастями карт и шашками, и привыкают играть на что-то, а не для интереса. Оно и не удивительно: что ребёнок может найти в игре «Дурак» или «Пьяница» (названия, кстати, тоже весьма недетские) помимо азартного желания выиграть? Особенно страшно, если невнимательные родители оставили на виду игральные карты с рубашками, на которых изображены голые женщины.

Пока наших детей учат элементарному счёту до десяти и немного выше, попутно подсказывая различные «вариации» в виде переводной и подкидной игры, дети в других странах могут стать счастливыми обладателями, пожалуй, самой знаменитой серии настольных ролевых игр — «Dungeon & Dragons». Она же просто «D&D». Она же «Подземелья и драконы».

Конечно, это удовольствие не из дешёвых: в стартовый набор такой игры входят правила, игровая карта, книга с приключениями — подробный сюжет, различные карты со способностями и заданиями, фигурки (!) с игровыми персонажами, а также различных расцветок жетоны, фишки и т.д. Ах да, не стоит забывать и про кубики, которые могут быть как шести-, так двадцатигранными — ограничивается это лишь элементарными правилами геометрии.

Это вам не набор 2в1, где с одной стороны можно в шашки рубануть, а с другой в нарды (отдельно докупив кубики или сделав самому из подручных материалов).

Естественно, и настольная, и азартная игры подразумевают какие-то правила, логику игры, интеллектуальные махинации. Но подумайте сами, что интереснее для ребёнка: двигать круглые блины, которые можно перевернуть, или представить себя в роли героя, который обладает различными способностями и должен дать отпор злодеям?

При таком скромном выборе — карты или шашки — лучше потратиться и выбрать шахматы, которые представляют хоть какое-то поле для фантазий: битва двух армий за своего короля.

Но вернёмся на 35 лет назад. Это сейчас мы можем спокойно сравнивать все эти игры. А советский народ узнавал о них исключительно из зарубежных фильмов, где самые умные американские дети познавали «настолки», чуть поглупее — игровые автоматы, а совсем потерянные как раз резались в «Покер» и «Очко» на вечеринках.

Между тем в СССР самой ролевой можно было назвать игру жанра «Горки и лесенки», где у вас уже была какая-никакая карта (иногда, кстати, весьма детально и интересно прорисованная), обозначение вашего персонажа в виде фишечки, напоминавшей опять же какую-то бутылку, и кубики. Игра, конечно, весёлая, и даже приоткрывала для ребёнка возможность пофантазировать, представить себя игровым персонажем, пытающимся взобраться в гору, но она скучна в плане геймплея — всё решает шанс: что покажет брошенный кубик. 

В 90-е и 2000-е годы во дворах и на переменах в школе все играют в то, у чего до сих пор нет единого названия: кэпсы, сотки, фишки. Однако рассказывать про них не особо интересно. Как, собственно, и играть. Главной целью остаётся стремление выиграть, при этом забрав себе как можно больше материальных трофеев — фишек других игроков.

В то же время второе значение появляется у карт. Практически одновременно с более развитыми странами в России появляются коллекционные карточные игры (ККИ), первооткрывателем которых были, если не ошибаюсь, именно Покемоны. Собственно, появилась игра, а уж потом по её мотивам был снят знаменитый мультсериал. Его невероятная популярность в России привела к тому, что детям 90-х завезли первую популярную карточную игру. Суть её проста: вы получаете набор карт, который можете пополнять, покупая новые (пачки с неизвестными картами, которые на тот момент можно было купить в киосках, называются бустерами). Вы составляете свою колоду и идёте играть с другими обладателями колод.

Будет победитель забирать себе карты побеждённого соперника или нет — решалось уже на месте, однако большая стоимость этих карт к таким условиям не располагала.

Вообще с популяризацией подобных игр в нашей стране были явные проблемы: карты можно купить только на английском, потому что их переводом и изданием в России никто не хотел заниматься — убыточное дело. Узнать про существование такой игры было также нелёгкой задачей, по телевизору показывали другую «настолку»: усатый ведущий громко выкрикивал «Гуси-лебеди!», доставая из мешка бочонок с цифрой «22». 

Cитуация в стране попросту не располагала к развитию и популяризации детских настольных игр. Однако в какой-то момент умному отечественному предпринимателю пришло в голову попробовать «раскрутить» жанр настольной игру. Так появилась «Монополия» — наверное, самая продаваемая и покупаемая настольная игра в России и по сей день. И речь идёт именно о «Монополии», а не о её полуживых клонах, которые появились в конце 80-х: «Менеджер», «НЭП», «Кооператив» и других играх с архаизмами в названии. Подумать только: игровая карта, фишки, различные бонусы и даже бумажные деньги! Теперь российский тинейджер мог играть и ставить не реальные деньги, а игровые...

Да, по своей системе ценностей эта игра далеко от азартных предшественников не ушла, но зато это было официальное переиздание. Контакт с западным настольным игропромом был налажен.

Но до элементарных ролевых настолок было ещё далеко.

Зато появился аналог другой популярной на Западе серии «Warhammer» под названием «Битвы Fantasy», но эта была какая-то невероятно кривая помесь различных жанров: стрельба из маленьких моделей оружия, карточная игра с заклинаниями, строительство замков, раскрашивание персонажей. Всю эту мешанину трудно было реализовать, но выбор был небольшим, поэтому играли.

В 2000-е подростки узнают, что бутылочка — не единственная игра, к которой можно прибегнуть в случае, если вечеринка на грани провала. Появляется «Крокодил», UNO, «Мафия» и напольная игра «Твистер». Возникают одноимённые программы на отечественном ТВ, которые предлагают сыграть во всё это звёздам, шоуменам, исполнителям. Самое интересное, что русские игроки, как правило, обходились без книги с правилами и специальных деталей для игры: в «Крокодиле» один загадывал, один показывал, остальные отгадывали; «Мафию» можно было разложить из обычных игральных карт. Возникали проблемы только с «Твистером», но и тут смекалистые придумывали обходные пути (рисовали круги прямо на полу, например).

В наше время издателей настольных игр трудно пересчитать по пальцам. Титаны настольных игр — уже упомянутые «D&D» и «Warhammer» — покорены, и ручки разработчиков уже тянутся к другим, менее известным, но культовым сериям.

Уже сейчас, зайдя в любой магазин настольных игр в любом крупном российском городе, можно найти что-то себе по душе: карточные игры, с фигурками, на скорость, «на подумать», для одного, для компании. Выбор ограничен исключительно вашими финансовыми возможностями.

И тут начинают возникать проблемы.

Не всякий родитель, выбирающий игрушку для своего ребёнка, сможет или захочет отдать от пятисот до нескольких тысяч рублей за красочную, детализированную игру с различными интересными элементами. Гораздо проще один раз купить шахматы, лото или колоду карт и играть с ребёнком.

Тем более правила этих игр родители и подростки прекрасно знают, а вот в настольные игры нужно ещё самому сыграть, прежде чем вручить коробку детям. Тут возникает вторая проблема — непонимание со стороны старшего поколения: «Опять в свои игрушки играешь?», «Ой, дитятко, в детстве не наигрался?». А в том и проблема, что не наигрался, а нагнать упущенное не выходит, пока консервативные пожилые лезут со своими «Домино» и «Нардами».

В очередной раз, опираясь на свой «опыт» и «познания», старшее поколение решает за молодых: во что они должны играть, с кем они должны играть и когда они должны играть. Причём решает, даже не попробовав эту альтернативу традиционным народным играм. Так и получается, что лишённые сами этих игр в детстве, взрослые лишают этой возможности и своих детей. Как говорится, ни себе, ни людям.

Читать Часть 2

Роман Морозов

651


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95