Когда множество женщин и мужчин по всей Земле начинают комплексовать из-за своей внешности под влиянием многочисленных «богинь» и «богов» красоты с обложек журналов, с экрана ТВ и из instagram-аккаунтов, нужен герой, который сможет вернуть несчастным закомплексованным уверенность в себе.
Эта проблема — деление людей на красивых и страшных, великолепных и уродливых, приятных и противных — терзает обывателей уже не один век. Почему-то людям, которые находятся по ту, внешнюю часть медиа, не удаётся понять, что в широком смысле все эти идеалы красоты — всего лишь очередной маркетинговый ход, который делает известных людей сначала «красивыми» фигурками, а затем бессовестными продавцами, обезличено впихивающий любой товар в руки аудитории.
Конечно, здесь нет никакого масонского заговора или массового гипноза — эти медийные личности всего лишь люди, которые допились успеха, а не клонированные или произведённые на территории лабораторий и заводов существа для промывки мозгов. Тем не менее, если рядом с известным исполнителем, актёром или шоуменом находится явно отличимый логотип бренда, будьте уверены — это реклама.
Раньше, в доинформационную эпоху, со всем этим было гораздо легче разобраться: одна одежда, один производитель косметики (природа), похожий образ жизни и один канал информации — собственные органы чувств. Людям оставалось лишь всё это комбинировать в различных пропорциях и получать необходимый результат. Сейчас же по телевидению мы видим один образ многократно упоминаемой ежедневно Ольги Бузовой, в глянцевом журнале наблюдаем её другой образ, созданный специально для фотосессии, а в Instagram можем проследить за тем, как дива «выглядит в жизни» (опустим подробности про возможность рекламы за кругленькую сумму).
Если для мужчин это работает скорее как приманка, — а в XXI веке промо с полуобнажёнными женщинами по-прежнему остаются самыми «кликабельными» наравне с ГРОМКИМИ ЗАГОЛОВКАМИ, — которая может заставить открыть сайт, купить журнал, посмотреть видео и даже приобрести товар, то для женщин — это система мер. И глядя на красивую девушку с обложки журнала или очередную «горячую» фотографию девушки в Instagram, они, не задумываясь, начинают себя сравнивать: «Она красивее меня?», «Что есть у неё, чего нет у меня?», «Как мне стать такой же?».
И вот уже на пустом месте возникает настоящая проблема, которая сопровождается комплексами, заниженной самооценкой, истерикой и бесконечными тратами на попытки достичь того иллюзорного идеала, который меняется в зависимости от рынка и более не зависит ни от чего.
Не в силах смотреть на это женщины, обладающие иммунитетом ко всей этой чепухе, решили помочь «своим».
Так появился бодипозитив.
Узнать какую-то подробную и хоть в какой-то мере объективную информацию про это течение довольно трудно. Даже статью на Википедии явно писала феминистка, рассказавшая про то, что узнала из просматриваемых ей нескольких каналов на YouTube и сборника материалов конференции молодых учёных «Современные исследовательские практики в социологии». Однако главные тэги совпадают с нашей темой:
Бодипозитив — это ответ женщин массовой культуре, он призван вытеснить коммерциализованную красоту.
Главная цель движения, по мнению бодипозитивисток, — помощь женщинам посредством изменения восприятия образа и роли женщины в современном обществе.
Есть и вещи несколько сомнительные, которые, как ни странно, почерпнуты автором именно из тех самых «научных источников»:
«Бодипозитив» приносит уверенность в себе, чувство комфорта и «нормальности».
В 2016 году «бодипозитив уже везде».
В отношении мужчин никакого ботипозитива не было и нет. Есть мужчины худые и толстые, накачанные и распущенные, низкие и высокие. Собственно, их и воспринимают такими, какие они есть. Никто никогда не пытался повлиять на мужское мышление, бороться с коммерциализацией мужской красоты (которая, естественно, тоже есть, достаточно взглянуть на рекламу нижнего белья или любую другую, куда пытаются запихнуть обнажённого брутала или слащавого мальчика) или сказать, что круто — это выглядеть неопрятно и обрюзгло, а не наоборот. Всё просто потому, что этих слащавых мальчиков представители мужского пола попросту пропускают мимо глаз и ушей.
Зато некоторые женщины начинают сравнивать героя рекламы со своим парнем, мужем и уже готовят своей второй половинке абонемент в фитнес-зал, чтобы получить нечто похожее.
И пока одни женщины ориентируются на «утончённый» внешний вид медийных героев, другие пропагандируют бодипозитив — впадают в другую крайность, чтобы сломать общепринятые стереотипы, выставить напоказ то, чего не выставляли раньше.
Небритые подмышки, избыточный лишний вес, немытые головы — для приверженцев бодипозитива это знаки протеста, противовес тем идеалам красоты, которые отовсюду оказывают воздействие на несчастных женщин. Вот только небритые подмышки одинаково неприятно пахнут и у женщин, и у мужчин. Лишний вес — большая нагрузка на сердце и другие органы, который может обернуться неприятной болезнью и даже летальным исходом. Немытая голова — это негигиенично и неэстетично. Все эти жертвы действительно позволяют дать серьёзный отпор «идеалам красоты». Но стоит ли?
А задавались ли вы когда-нибудь вопросом: «Действительно ли существуют эти идеалы красоты?»
Выйдите на улицу и посмотрите на проходящих мимо женщин, девушек. Разве они так же невероятно красивы, как те, что скрываются под тысячами аккаунтов в Instagram? И сколько из этой красоты действительно их? Может, процентов 60 или 70? Всё остальное — косметика, успешно закрывающая недостатки и дополняющая, подчёркивающая сходство.
Хотя косметика — это меньшее, что может приукрасить девушку. Никакая помада и тени (даже профессиональный грим, который накладывается часов шесть) не сравнятся с возможностями фотошопа и правильно подобранными ракурсами. При помощи нужной программы и умелых рук можно не только лишний вес убрать, увеличить необходимые части тела и выпрямить осанку, но и ещё приделать себе чью-нибудь чужую часть тела. Никаких проблем!
Один блогер под ником h3h3Productions (настоящее имя — Итан Кляйн) устроил настоящий срыв масок, наложенных в фотошопе. В своём видео «Инстаграм против Реальности», которое собрало уже практически 5 миллионов просмотров, он подробно даёт ответ на вопрос, почему мы не видим всех этих великолепных «instagram-моделей» в жизни. Он объясняет, почему время от времени в интернете всплывают невероятно отвратительные (конечно же, по сравнению с постановочными фото) фотографии звёзд. Если коротко — косметика, фотографы, обработка фото — и всё готово.
Если хотите подробнее, посмотрите это видео сами:
Дело дошло даже до того, что другой блогер — Триша Пайтас, увидев себя в этом видео, серьёзно обиделась и обвинила Кляйна в кибербуллинге, приказала ему удалить видео, а его жене посоветовала развестись с ним. Вот только никаких оправданий от неё не прозвучало, ведь это уже не Instagram, за которым можно вечно прятать свою настоящую личность с её честными недостатками. А обвинение Кляйна бессмысленно, ведь своей целью он ставил не унижение этой или ещё какой бы то ни было блогерши, а демонстрацию зрителям простой истины: гнаться не за чем.
Все эти попытки быть как кто-то — бессмысленны. Можно закупить тонны косметики и с её помощью пытаться быть похожим на того, кто сам собой не является. Можно отрастить волосы, покрыться жиром в знак протеста, но это вновь попытка быть как кто-то, да ещё и с пагубными последствиями для своего здоровья и репутации.
А можно не сравнивать себя ни с кем. Просто подойти к зеркалу и представить, будто перед вами — редактор персонажа из игры, и вы можете сделать его таким, каким захотите.
Захотите именно вы.
И вы действительно это можете.
Роман Морозов