Как пили, как ели…
На «единице» этой Сталин лично(!) поставил автограф, имея в виду, конечно, кузницу идеологических кадров и бескомпромиссных партийцев. «Кадры» — вчерашние мальчики в шинелях, взявшие Берлин, а иные и Порт-Артур — поняли бескомпромиссность
В этот юбилей не вспоминали. В этот шутили — мрачно, почти
Если бы не вчерашние студенты, наследники по прямой, которые все «портили» светскими беседами в сквере — кто и как удачно устроился, какие перспективы. Сколько «баков» у мальчиков. И детей — у девочек. Ни слова о неистовом Виссарионе, который позволил себе критику еще до гласности. Ни звука о Герцене, революционном «колоколе», вещавшем из вредного Лондона.
О «лейках» и ступеньках
Их, «коллег» из пятидесяти вузов страны и ближнего зарубежья, на юбилейный Форум деканов журфак МГУ позвал тоже с «крамольной» мыслью — высказать «фи» министерским планам перехода на двухуровневую систему образования, когда годы учебы разделяются на бакалавриат и магистратуру. И единым фронтом выступить за включение журналистики в перечень творческих специальностей — чего
— Профессия журналиста такова, что требует своевременного включения студента в практику. И мэтры, доказавшие свою творческую состоятельность, способны ему в этом помочь, — резюмировал выступление Ясен Засурский. Гости согласно кивали.
Они готовы были разделить озабоченность коллег из МГУ и в гостинице «Золотое кольцо», где вечером юбилейного дня Засурский повторил те же тезисы, но уже в присутствии чиновных лиц из комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова. Но там тяжелая артиллерия в лице уже самих «практиков» — неистового депутата Госдумы Александра Хинштейна и редактора «МК» Павла Гусева — прошлась и по реформам, и по самим журфакам с их педагогическими грешками.
Мол, предложение не отвечает спросу. Факультеты выпускают кого угодно — пиарщиков, рекламщиков, web-дизайнеров, но только не тех, кто идет по жизни с «лейкой» и блокнотом. То есть выпускают, но единицы, которые замглавы Роспечати Владимир Козлов легко перевел в цифры: две тысячи журналистов ежегодно готовят 120 государственных и негосударственных вузов, а отдача близка к нулю. Девяносто процентов в профессии — без профильной «корочки».
Претензии множились, как грибы после дождя: несовершенство системы повышения квалификации педагогов, отсутствие нормальной материальной базы на журфаках и четкой специализации.
От матпомощи Засурский не отказался, но полушутя вспомнил про печатную машинку, которую журфак
— Все в масс-медиа движется к конвергенции. К тому, чтобы готовить журналистов-универсалов, способных легко перейти из печати в сетевое издание, из Интернета — на радио, с аудио — на видео и обратно.
Зато вопрос журналистской этики — особенно в светской хронике, бесчисленных ток-шоу и «плохих» новостях — профессор Засурский счел нужным заострить до предела, до готовности открыть в своей епархии кафедру деонтологии, занятую как раз проблемами морали и долга.
Трое суток не спать
Долг на журфаке, кстати, тоже понимают
Гул пчелиный, толкотня — неизменно галантный Засурский целовал «теледамам» ручки… Ручек и пятерней много — ни один факультет не похвастает таким количеством «золотых» кистей на квадратный метр. Сама доминошница Ханга из «ящика» щедро раздавала интервью. Сам энтээновец Антон Войцеховский дефилировал между крыльцом и гранитной пятой Ломоносова — живой, курилка, не эфирный. Сам телерепортерАркадий Мамонтов сгреб в охапку «старшую филологиню» Людмилу Татаринову, которая еще нашим папам читала «Слово о полку Игореве». Сам спецкор Грунский навстречу…
И его однокурсницы, как пароль, выдохнули наше любимое, журфаковское: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, многих людей и города посетил, и обычаи видел». Чем сразу же опровергли поднятые в коридорах «Золотого кольца» разговорчики о «факультете ненужных вещей» и покоцанном гуманитарном образовании журфаковцев.
И снова в кулуарах на Моховой — в сотый раз повторяемые байки. Про зачетки, поднесенные лектору по «античке», аки дары данайцев, в брюхе детского конька-горбунка. Про дон-кихотова коня Ренессанса, про Джона Рида, с которым нельзя быть «немного знакомым». Про работу, которая убежит, если сразу за дело не взяться…
Я спросил у Ясена
Нахальной песенке «Я спросил у Ясена, где моя стипендия…» в кузнице перьев учатся сразу же. А профессии — целую жизнь. Между Гомером и Фучиком. И после, когда птенцы гнезда Ясена — вы будете смеяться — разлетаются по редакциям.
Отдельные экземпляры даже зависают в ремесле. Как колумнисты Игорь Свинаренко и Андрей Колесников, как те же мои однокурсники — спецкоры «Newsweek» Артем Вернидуб, Маша Железнова и главный арт-критик ночного эфира «Культуры» Анна Лошак. Я все же нашла их среди десятков и сотен журфаковских лиц — узнаваемых и не очень. Мы даже обнялись, чего раньше не делали. Болтали — уже не об обществе, а личных его «ячейках». О деле — каждый, наконец, о своем. О книгах — еще не написанных. И собственных сайтах — не созданных. До «универсалов», и правда, нам еще далеко.
Как успеть совместить, «конвергировать» все свои интересы и амбиции — от этих мучений нас, слава Богу, «старшие» в тот вечер избавили. Не взяв на «Женитьбу» в театр Маяковского, где Евгения Симонова — Агафья Тихоновна, как канон, повторяла заветы Засурского: «Если бы губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности Балтазара Балтазарыча…». Мы не обиделись. Мы по
У кого — юбилей, а у кого — пересдача. При всей своей как бы рахлябанности журфак не простил бедолагам незнания риторики Демосфена и публицистики Маркса. И право плюшками баловаться в день
Наталья Емельянова