Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Гений, которого ещё узнáют

Гений, которого ещё узнáют

Есть такое устаревшее книжное выражение «он бежал славы». Композитор Олег Каравайчук, которого давно уже не стесняются вслух называть гением, бежал от известности всегда — и притом на хорошей скорости. Видели бы вы, как виртуозно Олег Николаевич уворачивался от диктофона, раздраженно отмахиваясь от его дьявольски горящего красного глаза.

Олег Каравайчук
Олег Каравайчук
Фото: karavaichuk.ru

— Уберите, он меня сбивает с мысли!

— Но ведь тогда ничего не запишется…

— А у вас что, память плохая?..

Память у меня, к счастью, пока хорошая. До такой степени, что и через два десятилетия я не могу забыть одно приключение. Воспитанная в строгости девочка приехала из Таллинна поступать на филфак. При выходе из метро «Василеостровская» к ней подошел необычного вида человек, похожий на маленькую взъерошенную птичку, и (конечно же! знаем мы таких) предложил сниматься в кино. Про Леонида Красина! В роли дочки губернатора! А перед тем, как сунуть ей в портфель бумажку с телефоном, успел сообщить, что людей он вообще-то любит куда меньше, чем животных: они такие непосредственные. И на прощание очень похоже изобразил, как кричит обезьяна.

Умная девочка, разумеется, выбросила бумажку в урну. А через месяц увидела, как по ступенькам вожделенного Дома кино поднимается ее давешний знакомец — все в том же странном пальтеце и клочковатом шарфике. Продвинутая подруга толкнула девочку в бок:

— Смотри, это наш гений Олег Каравайчук! Дома он играет на маленьком органе…

— Помню, помню, — Каравайчук, наконец, сменил гнев на милость.

— Режиссер, почему-то захотел снимать меня в этом эпизоде, и я решил сам найти себе партнершу.

— Олег Николаевич, для скольких же фильмов вы написали музыку?

— Зачем мне помнить? На это есть критики. Спросите у Виталия Потемкина.

— Вы с ним дружите?

— Дружу. Хотя я мало с кем дружу. Я и в глаза не видел больше половины тех, кто сегодня называют меня своим другом.

— А ведь вы некогда работали с легендарными режиссерами и операторами — Месхиевым-старшим, Авербахом. Неужели творчество вас не сблизило?

— Вы думаете, режиссеры понимают, какая музыка им нужна? Мы бесконечно ругались…

Каравайчук без предупреждения вдруг берет мощный аккорд на раритетном «золотом» рояле, принадлежавшем Николаю II. Этот инструмент, стоящий теперь в одном из залов недавно «захваченного» Эрмитажем Главного штаба, словно дает композитору силы. Припадая к его пожелтевшим клавишам, как Икар — к земле, маленький человек без возраста словно обретает крылья и творит музыку, о которой хочется сказать «вечная». И понимаешь с горечью: он гармоничен и созвучен только одному — этой музыке да еще одиночеству, которое сам выбрал.

Он произносит слова легко — как в бреду, не желая сливаться ни с кем и ни с чем. Даже со здравым смыслом, если этот грубый смысл навязан толпой. Так его учила мама, которая в Киеве ходила в один класс с Володей Горовицем, будущим великим пианистом.

— Есть мухи, и есть осы. Они никогда не будут летать в одном рое. Мухи садятся на падаль и пачкают все, что чисто. А у ос есть прекрасное и острое, как благородный кавказский клинок, жало. Они не злые, просто созданы Богом, чтобы жалить… Вы понимаете, что я говорю сейчас о политике?

У музыки Каравайчука есть странное свойство — она идеально ложится на любой видеоряд, придавая ему новый смысл и иную глубину. Один и тот же вальс одинаково органично звучит и в ностальгической ленте Обуховича «Сонм белых княжон» и в новомодном фильме «Темная ночь» — стильной пародии Олега Ковалова на фильмы Фрица Ланга.

— Бывали годы, когда я писал музыку одновременно к 15-20 картинам. В этом году — только к четырем, Вообще, у меня странные отношения с кино. Помню, Таривердиев заболел, и Сеня Аранович, который снимал фильм «Люди земли и неба», обратился ко мне. Сразу после просмотра я ему напел музыку, но ее забраковали. Сказали, что хотят — как у Свиридова, а у меня реквием какой-то получился. А потом вставили в кино — и обалдели, как легла!

А как-то мне позвонил Иоселиани и говорит: «Чертовщина какая-то: на второй кнопке показывают „Монолог“ Авербаха, а на третьей идет „Моя бабушка“ Николадзе. И все под одну и ту же музыку!..»

Каравайчук уже написал семнадцать симфоний, а скоро закончит еще одну -симфонию для рогов. Звучит дико, но для исполнения этой музыки нужен спонсор: автору нечем заплатить музыкантам, которые владеют этим уникальным инструментом. Зато теперь у него есть «свой собственный» зал — все в том же Главном штабе. Каравайчуку его «подарил» Михаил Пиотровский, так что избранная публика скоро сможет услышать вдохновенное музицирование мастера. А если повезет — узрит и танцующего Каравайчука.

— Вы сами приглашаете публику на эти кулуарные концерты?

— Да они сами как-то узнают и приходят. Я их, собственно говоря, и не вижу. Потому что сижу к ним спиной. Он быстро надел три своих кофты и ушел, не прощаясь.

***

Начинал как вундеркинд, чью игру на рояле восторженно оценивал Генрих Нейгауз. Известен как композитор, сочинивший музыку к более, чем 200 фильмам и многочисленным спектаклям. С ним работали Юрский и Додин, Якобсон и Параджанов, Шукшин, Авербах, Кира Муратова. Он пишет музыку — мгновенно расписывая ее по партиям, сам дирижирует ею.

Главную же свою музыку — Мотеты и духовные кантаты, 15 симфоний он еще не услышал в живом исполнении. Хотя нет — ее не услышали еще мы, а он ее слышит все время — в чистом абсолютном звучании.

«Первый раз я сочинил музыку, когда арестовали моего папу. Мнетогда было два года. Потом, когда мне было уже четыре, его освободили, и он послушал меня. Я хорошо помню, как мы шли через пустырь у Смоленского кладбища, он сказал мне : „Знаешь — ты настоящий композитор“. Он был замечательный скрипач и очень не хотел, чтобы я становился профессиональным музыкантом, но я все-таки стал заниматься музыкой».

Музыка — это стихия, в которой человек должен чувствоватьсебя, как рыба в воде. Или, как саксаул в пустыне. Это не культура, не наше любование собой, благородными и красивыми чувствами. Это — вода.Или песок. Или огонь. В общем, начало без начал. Правы были древние китайцы — человек все время меняется, и с ним должна меняться его музыка. Что же произошло сегодня? Человек переродился — а в музыке произошел какой-то слом. Провал — и в него хлынуло что-то новое. Рок, например. А мы цепляемся за «классику», не понимая, что эта культура уже одряхлела«

Прямая речь

— Как влияет Петербург на Вашу деятельность?

— Петербург — это город над дырой. Петру говорили, что нельзя строить город здесь, где все время угрожает наводнение, а он понимал, что русским, с их квасной, с их капустной, окопной привычкой все обживать просто необходимо это — всегда знать, что равнина может в один прекрасный миг вздыбиться волной, как горная гряда. Он почувствовал, что России нужен этот город. Я думаю, что когда наводнения уничтожили, мы все что-то очень важное потеряли.

Я живу подолгу в разных местах, но только в Петербурге могу сочинять. Мне нужен он, этот израненный город.

Татьяна Поздняк

Опубликовано
13.09.2006


 
926


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95