Эту скульптурную композицию знают все вгиковцы… Однако, я помню, что назвать каждого из этих великих выпускников могли не все… с Тарковским никаких проблем, Шукшина тоже более-менее помнили. А третьего, что странно, мог назвать и не всякий сценарист… А ведь это Геннадий Федорович Шпаликов, наиболее известный как раз благодаря своим сценариям. Это и «Застава Ильича», и «Я шагаю по Москве», одни из самых знаковых фильмов своей эпохи.
И не только сценарист. Первая и, к сожалению, единственная режиссерская работа Геннадия Федоровича «Долгая счастливая жизнь» - была крайне интересным, поэтически насыщенным опытом, ни на что не похожим фильмом и оттого – таким притягательным, даже, не побоюсь этого слова, интернациональным: работа была отмечена главным призом на 1-м Международном фестивале авторского кино в Бергамо.
Жизнь и творчество Геннадия Шпаликова проходили в атмосфере постоянного сопротивления и даже несвободы, что ещё больше разжигало свободу внутреннюю. Сейчас, например, я, когда читаю и пишу об этом человеке – с удивлением отмечаю ещё не виденный мной фильм «Ты и я», режиссера Ларисы Шепитько – другого свободного-в несвободе советского автора. Уверен, что союз двух по-настоящему гениев дал феноменальный результат, и я обязательно восполню этот свой пробел.
На сайте памяти Геннадия Федоровича Шпаликова, я также ознакомился с другим его творчеством. Песни (помните ту самую из «Я шагаю по Москве»? - простая, человечная и удивительная ёмкая, она обессмертила автора), стихи… Не совсем близкий мне жанр, но понятный посыл. По содержанию – близкие темы, близкие чувства, драма. На этом сайте прочёл выдержки из его дневника: о том, что Геннадий Фёдорович постоянно подводил итоги для своего творчества. Это сделано не так, то ещё не начато, а это ещё не завершено. Недосовершённые дела, - сделано меньше, чем хотелось бы, не достаёт страсти и честолюбия. И вот это как раз наиболее понятно мне, мне тоже порой часто чего-то не достает и хочется сделать больше. «...Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел».
Самоубийство… не будем спекулировать на этой теме, истинные внутренние причины могут быть самыми разными, хотя мне кажется, тут дело во многом касается именно творчества и именно этой «творческой тоски». И даже более того – читая Геннадия Шпаликова, ловлю себя на мысли, что я просто обязан успеть, сделать, совершить как можно больше, ведь, в конце концов, подобная тоска – да, нечто неотъемлемое, рано или поздно она появляется, но, быть может, это появление лишь сигнализирует о том, что человек на истинном пути, нужно только преодолеть?