Три года назад Глеб Калюжный сыграл главную роль в фильме Андрея Зайцева «14+». Если кто не видел, обязательно посмотрите. Это картина про подростков, отчасти навеянная сюжетом про Ромео и Джульетту, снятая в декорациях спального района большого города. Российские фильмы про «реальную жизнь» в панельных многоэтажках, как правило, таят в себе какую-нибудь гадость: продажных ментов, наркотики, гопников, осатаневших от безденежья родителей, затраханных учителей... От одних пейзажей каменных джунглей уже веет безысходностью и подвохом - но режиссёр Зайцев подобную тенденцию поддерживать не пожелал. В этих неприукрашенных декорациях он снял живую, красивую и не пошлую историю первой любви, показав, что в нашем реальном мире осталось место для романтики и хэппи-эндов. Кино получилось одновременно и правдивое, и милое, и повышающее веру в человечество - что для российских фильмов не слишком характерно. Калюжный там очень хорош в роли настоящего, вполне узнаваемого подростка, влюбившегося «не в ту» девушку, комплексующего, делающего дурацкие поступки, но при этом не позволяющего себе струсить или совершить подлость.
Если бы в конце с героем случилась бы какая-то дрянь, это было бы несправедливо и неправдиво. Дрянь случиться вполне могла, и привычные к отечественному кинематографу зрители наверняка её ждали, - однако режиссёр показал другую правду, правду о счастливой первой любви и герое, который вёл себя честно и получил награду.
Сейчас Глебу Калюжному 19, и он выпустил второй сольный рэп-альбом - с хорошим названием «Улица Правды». И если правдивый фильм «14+» я рекомендую смотреть всем, то без правдивой хип-хоп-пластинки «Улица Правды» подавляющее число зрителей запросто обойдётся. И там, и там - всё по чесноку, просто в музыкальной работе нет ни малейшего намёка на хэппи-энд. Глеб тут будто бы постарался собрать весь негатив, от которого его первый киногерой так ловко ускользнул у Андрея Зайцева. «Мрачный городской рэп» от Калюжного надежд на лучшее не оставляет.
Эта беспросветная гиперправда в принципе в тренде у некоторых рэперов и пользуется популярностью, ибо любое честное слово в период заморозков особенно востребовано. Однако у Глеба беспросветностью веет не столько от текстов, сколько от общего саунда и манеры. Читает он столь же неразборчиво, как и Скриптонит, немного подвывая под минималистичный и, как бы это сказать, какой-то «убитый» аккомпанемент. Если напрячься и вслушаться, окажется, что особых текстовых прорывов и смысловых открытий в его треках нет, так что фактически Калюжный предлагает всего лишь хорошенько загрузиться, передавая публике своё скверное настроение. По-моему, такого добра можно найти где угодно, и не включая эту пластинку. Никаких положительных эмоций альбом не предполагает, парадоксальных рифм здесь тоже нет, а чтобы повторять нарочито гнусавым голосом отдельные броские фразы, особого хип-хоперского таланта не нужно. И самое печальное - то, что в этом унылом рэпере нет ничего от героя «14+» Лёши.
Алексей Мажаев, InterMedia