Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Глобальный план на жизнь — учиться

Евгения Тимонова: «Понятия «законченное образование» не существует: если человек не учится, он деградирует»

Построить вторую карьеру удается единицам, хотя мечтают об этом многие. Евгении Тимоновой это удалось. Дослужившись до креативного директора рекламного агентства, семь лет назад она оставила рекламный бизнес ради научпопа. Автор и ведущая видеоблога «Все как у зверей» рассказала «Теориям и практикам» о том, как превратить хобби в дело своей жизни, кто ездит на сафари в Африку и почему экскурсии в зоопарк снова популярны.

«Какое счастье, что ты не окончила биофак»

«Если ты не знаешь, куда тебе идти и что делать, — вспомни себя ребенком, — рассказывает Тимонова о том, как начался главный проект ее жизни. — Если мы тогда что-то умели делать классно, то и сейчас нам это ближе всего».

Женя Тимонова с детства умела рассказывать про животных. Могла смотреть на гусеницу часами, а потом описать ее скучную, казалось бы, жизнь одноклассникам в жанре детектива. Чтобы иметь больше объектов для наблюдения, Женя стала юннатом — юннатов пускали работать на подхвате в зоопарк. А сразу после школы поступила на биофак Томского университета. Однако не смогла убивать мышей и крыс в научных целях и перешла на филологический факультет НГПУ. О чем, на самом деле, не жалеет. Тимонова убеждена, что как биологу, так и натуралисту важно не дать себя поработить чужому влиянию, а профильное образование риск порабощения усиливает:

Мой друг, кандидат биологических наук, как-то сказал мне: «Какое счастье, что ты не окончила биофак в свое время, иначе бы не смогла рассказывать обо всем этом в таком ключе»

Собственная интонация — то, что в творчестве Тимоновой ценно больше всего, но противостоять давлению академической среды ей не так-то просто. Российское научное сообщество более закрытое, чем западное, научное знание сакрализованно, простому человеку к нему доступа нет; именно в изменении этой ситуации она видит свое призвание.

Окончив отделение литературоведения и психологии НГПУ, Тимонова работала журналистом на новосибирском телевидении, а в 2000 году переехала в Москву и стала работать в рекламном бизнесе. Работала в лучших агентствах страны, включая BBDO, построила карьеру (последняя должность — креативный директор), но со временем от рекламы очень устала. На некоторое время вернулась в журналистику — писала колонки для глянцевых изданий, в Киеве даже недолгое время работала главредом журнала LQ. А в 2012 году приняла участие в конкурсе «Лучшая работа в России», которую проводила компания «Аква Марис». По условиям конкурса Женя провела две недели в качестве сотрудника компании и сделала четыре репортажа об исследовании пользы морской воды Адриатики (съемки проходили в Хорватии). Работы Жени понравились жюри больше всего, и эта победа перевернула ее жизнь. Вместе с организатором этого конкурса, стратегом голландского рекламного агентства Сергеем Фененко, в 2013-м они вместе придумали YouTube-канал «Все как у зверей», а на выигранные в конкурсе деньги начали снимать первые ролики.

Это научпоп, детка!

Тимонова четко разделяет работу биолога и натуралиста. По ее словам, если первые занимаются научной работой, проводят исследования и публикуют их результаты, то вторые просто как умеют делятся своим восхищением от живой природы. Биологи могут бояться пауков, натуралисты — нет. Для самой Тимоновой не бояться пауков и змей просто, это часть ее личности, держать их в руках ей нравится так же, как и рассказывать о них. «С одной стороны, меня всегда очень интересовали биология и зоология, с другой стороны — тексты. И ведь эти области пересекаются. Например, ДНК — это генетический текст. В один момент зоология и тексты соединились — и появился мой блог».

Рекламный опыт Евгения тоже считает своим козырем: в рекламе она научилась в потоке данных быстро находить информацию, самую увлекательную для публики. «Все как у зверей» — программа о животных для людей, которые подобное не смотрят, и благодаря яркой подаче информации она пробуждает интерес. «Ко мне часто подходят после лекций и благодарят, говорят, что после моих проектов кто-то, допустим, пошел учиться на биофак. Прямо чувствую вклад в науку», — смеется Тимонова.

Метафоры для того, чтобы сделать жизнь зверей понятнее людям, Тимонова выбирает самые что ни на есть смелые. В ролике «Звериный оскал патриотизма» она разбирает феномены альтруизма, ксенофобии и патриотизма на примере крыс, муравьев и пчел, а в ролике «Лев — животное-*****» сравнивает «царя зверей» с главным врагом феминисток — мизогином, абьюзером и сексистом. «Аудитория постепенно привыкает к такой подаче, — радуется Тимонова. — Есть масса людей из научных кругов, которые смотрят мой канал и говорят мне спасибо; отмечают, что моя манера рассказывать очень нравится и удивляет, как порой сложные темы подаются легко и просто. Безусловно, я иногда ошибаюсь в каких-то вещах и вижу это при монтаже или просмотре, но это нормальные рабочие моменты, которые бывают у всех».

Поборники науки часто пытаются поймать Евгению за руку, внимательны к ее ошибкам. Ошибок она старается не допускать, но по поводу критики переживает не сильно. Во-первых, потому что это научпоп, который по определению должен быть контрастней и ярче, балансировать между корректной информацией и эффектной подачей. А во-вторых, в науке тоже все постоянно меняется — сегодняшние догмы могут устареть, быть опровергнуты завтра.

«Это люди моего карасса, я всегда узнаю их в толпе»

Экспансию в офлайн Тимонова начала уже через год после старта проекта: первые «выездные сафари» состоялись в Австралии в 2016 году. Вместе с командой проекта в Австралию отправился Николай Дроздов, которого Тимонова считает одним из лучших натуралистов в России. Имея на руках такие козыри, в поездку Тимонова позвала всех желающих. Для финансирования этой поездки Евгения объявила краудфандинговый сбор (собрали 2 млн рублей), и это было очень кстати: путешествие затянулось на несколько месяцев: группа никак не могла получить визу в Австралию, и к тому моменту, когда виза была получена, в Южном полушарии ее смогли дождаться только сама Тимонова и члены команды. Но последующие путешествия проходили уже без краудфандинга, только за счет участников путешествий.

Групповой опыт оказался намного интереснее, чем делать то же самое одной. Мы сами решаем куда-то поехать, кидаем клич и делим счастье путешествовать по Намибии или смотреть китов на Канарских островах с близкими по духу людьми.

«Народ собирается со всего мира, — продолжает Евгения. — поэтому билеты они покупают себе сами, встречаемся чаще всего уже в пункте назначения. У нас, как правило, есть местный организатор, который помогает с бронями и всякими организационными вопросами».

По словам Тимоновой, с каждой новой поездкой количество желающих увеличивается и команда готовится масштабировать эту деятельность. Уже появился отдельный сайт для этих путешествий со всеми маршрутами, количество организаторов увеличится, и они также будут работать на чужих маршрутах приглашенными гидами.

Группы по 15 человек в весьма дорогостоящие путешествия ей удается формировать буквально за несколько дней и она проводит эти выезды уже по 5–6 раз за год. Сейчас гостей приглашают в туры на Коста-Рику за $4300, в Арктику за 366 000 рублей и в Перу за $6900 (все цены — без учета авиабилетов), но дорогими свои туры Тимонова не считает. «У Михаила Кожухова подобные экспедиции стоят в разы дороже», — отмахивается она.

Краудфандинговый сбор на австралийскую поездку полностью закрыли люди, являющиеся подписчиками канала «Все как у зверей». После этого по поводу численности канала Тимонова, по ее словам, переживать перестала. Аудитория канала составляет четверть миллиона подписчиков, не очень много по ютьюбовским меркам, но «это люди моего карасса, я всегда узнаю их в толпе», говорит о своих зрителях Тимонова. Ценность этой аудитории в том, что она не только смотрит видео, но также приходит на лекции, экскурсии в зоопарке, ездит в поездки.

«Очную учебу ничто не заменит»

Лекции в офлайне появились у Тимоновой с прошлого года. «Информации везде полно, но очную учебу ничто не заменит, — уверена Тимонова. — Заразить аудиторию своим энтузиазмом, своим отношением можно только при личном общении. Только из рук в руки мы получаем что-то действительно важное».

Для того чтобы воплотить этот принцип «из рук в руки», в прошлом году команда Тимоновой запустила проект QQevo — «огромный дом в крошечной деревеньке в 30 км от Москвы», — в рамках которого, по словам организаторов, проходят «познавательные тусовки малым кругом». Как правило, число участников ограничивается вместимостью гостиной-столовой, не более 10 человек. Бывают и «полевые мероприятия» вроде грибного сафари, на которое собирается гораздо больше людей. Как пояснили нам организаторы, формат проведения мероприятий в Кукуево свободный: «Основу задает тема, по которой QQevo собирается, — обмен впечатлениями от того или иного путешествия, бердвотчинг, репетиция лекции и тому подобное. А еще на QQevo-пати всегда вкусный ужин и уютный камин». Входной билет на дачу стоит от 5–6 тысяч рублей.

Помимо этого, с лета Тимонова проводит экскурсии по Московскому зоопарку. Почти каждые выходные до середины октября натуралист водила желающих по территории парка. Формат лекций Тимонова старается разнообразить: «Большие лекции все-таки иногда напоминают рок-концерт, это не все могут усвоить. Поэтому мы проводим и более душевные, маленькие».

Поскольку все держится на одной Тимоновой, поддерживать все проекты в одинаковой степени не удается: по словам Евгении, лекции в QQuevo в последний сезон как раз просели.

«Профессия натуралиста обязывает меня постоянно учиться»

С прошлого года Тимонова стала называть свой проект прибыльным: заработок пошел главным образом за счет лекций. Аудитория лекций, в свою очередь, полностью держится на аудитории YouTube-канала, которая растет, по выражению Тимоновой, «как карельская береза»: «Канал мы нигде не рекламируем, прирост у него небольшой, но качественный». Прирост каналу обеспечивает, конечно, и выход «в телевизор»: выпуски транслируются на телеканале «Моя планета». Потихоньку появляются и спонсоры: в 2016 году, например, сотовый оператор Yota выступил рекламодателем программы и заплатил 6000 евро за шесть выпусков, отснятых в Португалии.

В планах у Евгении Тимоновой — модернизировать YouTube-канал «Все как у зверей» , потому что «невозможно делать одно и то же шесть лет». Недавно она и ее команда выпустили новое видео, пилот проекта «Вкус жизни». Кулинарное шоу, где не только готовят, но и говорят о биологии еды. «Об этом почти не говорят, хотя это даже важнее размножения. Еда — это свойственно всем живым организмам, это то, что связывает нас всех в единую пищевую цепь. Скажи мне, какое ты существо, а я тебе скажу, через сколько рукопожатий мы друг друга едим», — рассказывает она.

Глобальный же план Тимоновой на жизнь — учиться. «Картина актуальных знаний в биологии стремительно меняется, поэтому я понимаю, что профессия натуралиста постоянно обязывает меня учиться и узнавать все новое. Самое главное в любом деле — не думать, что есть понятие «законченное образование», необходимо учиться все время, иначе человек очень быстро начнет деградировать».

Анна Екомасова

Источник

327


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95