Построить вторую карьеру удается единицам, хотя мечтают об этом многие. Евгении Тимоновой это удалось. Дослужившись до креативного директора рекламного агентства, семь лет назад она оставила рекламный бизнес ради научпопа. Автор и ведущая видеоблога «Все как у зверей» рассказала «Теориям и практикам» о том, как превратить хобби в дело своей жизни, кто ездит на сафари в Африку и почему экскурсии в зоопарк снова популярны.
«Какое счастье, что ты не окончила биофак»
«Если ты не знаешь, куда тебе идти и что делать, — вспомни себя ребенком, — рассказывает Тимонова о том, как начался главный проект ее жизни. — Если мы тогда что-то умели делать классно, то и сейчас нам это ближе всего».
Женя Тимонова с детства умела рассказывать про животных. Могла смотреть на гусеницу часами, а потом описать ее скучную, казалось бы, жизнь одноклассникам в жанре детектива. Чтобы иметь больше объектов для наблюдения, Женя стала юннатом — юннатов пускали работать на подхвате в зоопарк. А сразу после школы поступила на биофак Томского университета. Однако не смогла убивать мышей и крыс в научных целях и перешла на филологический факультет НГПУ. О чем, на самом деле, не жалеет. Тимонова убеждена, что как биологу, так и натуралисту важно не дать себя поработить чужому влиянию, а профильное образование риск порабощения усиливает:
Мой друг, кандидат биологических наук, как-то сказал мне: «Какое счастье, что ты не окончила биофак в свое время, иначе бы не смогла рассказывать обо всем этом в таком ключе»
Собственная интонация — то, что в творчестве Тимоновой ценно больше всего, но противостоять давлению академической среды ей не так-то просто. Российское научное сообщество более закрытое, чем западное, научное знание сакрализованно, простому человеку к нему доступа нет; именно в изменении этой ситуации она видит свое призвание.
Окончив отделение литературоведения и психологии НГПУ, Тимонова работала журналистом на новосибирском телевидении, а в 2000 году переехала в Москву и стала работать в рекламном бизнесе. Работала в лучших агентствах страны, включая BBDO, построила карьеру (последняя должность — креативный директор), но со временем от рекламы очень устала. На некоторое время вернулась в журналистику — писала колонки для глянцевых изданий, в Киеве даже недолгое время работала главредом журнала LQ. А в 2012 году приняла участие в конкурсе «Лучшая работа в России», которую проводила компания «Аква Марис». По условиям конкурса Женя провела две недели в качестве сотрудника компании и сделала четыре репортажа об исследовании пользы морской воды Адриатики (съемки проходили в Хорватии). Работы Жени понравились жюри больше всего, и эта победа перевернула ее жизнь. Вместе с организатором этого конкурса, стратегом голландского рекламного агентства Сергеем Фененко, в 2013-м они вместе придумали YouTube-канал «Все как у зверей», а на выигранные в конкурсе деньги начали снимать первые ролики.
Это научпоп, детка!
Тимонова четко разделяет работу биолога и натуралиста. По ее словам, если первые занимаются научной работой, проводят исследования и публикуют их результаты, то вторые просто как умеют делятся своим восхищением от живой природы. Биологи могут бояться пауков, натуралисты — нет. Для самой Тимоновой не бояться пауков и змей просто, это часть ее личности, держать их в руках ей нравится так же, как и рассказывать о них. «С одной стороны, меня всегда очень интересовали биология и зоология, с другой стороны — тексты. И ведь эти области пересекаются. Например, ДНК — это генетический текст. В один момент зоология и тексты соединились — и появился мой блог».
Рекламный опыт Евгения тоже считает своим козырем: в рекламе она научилась в потоке данных быстро находить информацию, самую увлекательную для публики. «Все как у зверей» — программа о животных для людей, которые подобное не смотрят, и благодаря яркой подаче информации она пробуждает интерес. «Ко мне часто подходят после лекций и благодарят, говорят, что после моих проектов кто-то, допустим, пошел учиться на биофак. Прямо чувствую вклад в науку», — смеется Тимонова.
Метафоры для того, чтобы сделать жизнь зверей понятнее людям, Тимонова выбирает самые что ни на есть смелые. В ролике «Звериный оскал патриотизма» она разбирает феномены альтруизма, ксенофобии и патриотизма на примере крыс, муравьев и пчел, а в ролике «Лев — животное-*****» сравнивает «царя зверей» с главным врагом феминисток — мизогином, абьюзером и сексистом. «Аудитория постепенно привыкает к такой подаче, — радуется Тимонова. — Есть масса людей из научных кругов, которые смотрят мой канал и говорят мне спасибо; отмечают, что моя манера рассказывать очень нравится и удивляет, как порой сложные темы подаются легко и просто. Безусловно, я иногда ошибаюсь в каких-то вещах и вижу это при монтаже или просмотре, но это нормальные рабочие моменты, которые бывают у всех».
Поборники науки часто пытаются поймать Евгению за руку, внимательны к ее ошибкам. Ошибок она старается не допускать, но по поводу критики переживает не сильно. Во-первых, потому что это научпоп, который по определению должен быть контрастней и ярче, балансировать между корректной информацией и эффектной подачей. А во-вторых, в науке тоже все постоянно меняется — сегодняшние догмы могут устареть, быть опровергнуты завтра.
«Это люди моего карасса, я всегда узнаю их в толпе»
Экспансию в офлайн Тимонова начала уже через год после старта проекта: первые «выездные сафари» состоялись в Австралии в 2016 году. Вместе с командой проекта в Австралию отправился Николай Дроздов, которого Тимонова считает одним из лучших натуралистов в России. Имея на руках такие козыри, в поездку Тимонова позвала всех желающих. Для финансирования этой поездки Евгения объявила краудфандинговый сбор (собрали 2 млн рублей), и это было очень кстати: путешествие затянулось на несколько месяцев: группа никак не могла получить визу в Австралию, и к тому моменту, когда виза была получена, в Южном полушарии ее смогли дождаться только сама Тимонова и члены команды. Но последующие путешествия проходили уже без краудфандинга, только за счет участников путешествий.
Групповой опыт оказался намного интереснее, чем делать то же самое одной. Мы сами решаем куда-то поехать, кидаем клич и делим счастье путешествовать по Намибии или смотреть китов на Канарских островах с близкими по духу людьми.
«Народ собирается со всего мира, — продолжает Евгения. — поэтому билеты они покупают себе сами, встречаемся чаще всего уже в пункте назначения. У нас, как правило, есть местный организатор, который помогает с бронями и всякими организационными вопросами».
По словам Тимоновой, с каждой новой поездкой количество желающих увеличивается и команда готовится масштабировать эту деятельность. Уже появился отдельный сайт для этих путешествий со всеми маршрутами, количество организаторов увеличится, и они также будут работать на чужих маршрутах приглашенными гидами.
Группы по 15 человек в весьма дорогостоящие путешествия ей удается формировать буквально за несколько дней и она проводит эти выезды уже по 5–6 раз за год. Сейчас гостей приглашают в туры на Коста-Рику за $4300, в Арктику за 366 000 рублей и в Перу за $6900 (все цены — без учета авиабилетов), но дорогими свои туры Тимонова не считает. «У Михаила Кожухова подобные экспедиции стоят в разы дороже», — отмахивается она.
Краудфандинговый сбор на австралийскую поездку полностью закрыли люди, являющиеся подписчиками канала «Все как у зверей». После этого по поводу численности канала Тимонова, по ее словам, переживать перестала. Аудитория канала составляет четверть миллиона подписчиков, не очень много по ютьюбовским меркам, но «это люди моего карасса, я всегда узнаю их в толпе», говорит о своих зрителях Тимонова. Ценность этой аудитории в том, что она не только смотрит видео, но также приходит на лекции, экскурсии в зоопарке, ездит в поездки.
«Очную учебу ничто не заменит»
Лекции в офлайне появились у Тимоновой с прошлого года. «Информации везде полно, но очную учебу ничто не заменит, — уверена Тимонова. — Заразить аудиторию своим энтузиазмом, своим отношением можно только при личном общении. Только из рук в руки мы получаем что-то действительно важное».
Для того чтобы воплотить этот принцип «из рук в руки», в прошлом году команда Тимоновой запустила проект QQevo — «огромный дом в крошечной деревеньке в 30 км от Москвы», — в рамках которого, по словам организаторов, проходят «познавательные тусовки малым кругом». Как правило, число участников ограничивается вместимостью гостиной-столовой, не более 10 человек. Бывают и «полевые мероприятия» вроде грибного сафари, на которое собирается гораздо больше людей. Как пояснили нам организаторы, формат проведения мероприятий в Кукуево свободный: «Основу задает тема, по которой QQevo собирается, — обмен впечатлениями от того или иного путешествия, бердвотчинг, репетиция лекции и тому подобное. А еще на QQevo-пати всегда вкусный ужин и уютный камин». Входной билет на дачу стоит от 5–6 тысяч рублей.
Помимо этого, с лета Тимонова проводит экскурсии по Московскому зоопарку. Почти каждые выходные до середины октября натуралист водила желающих по территории парка. Формат лекций Тимонова старается разнообразить: «Большие лекции все-таки иногда напоминают рок-концерт, это не все могут усвоить. Поэтому мы проводим и более душевные, маленькие».
Поскольку все держится на одной Тимоновой, поддерживать все проекты в одинаковой степени не удается: по словам Евгении, лекции в QQuevo в последний сезон как раз просели.
«Профессия натуралиста обязывает меня постоянно учиться»
С прошлого года Тимонова стала называть свой проект прибыльным: заработок пошел главным образом за счет лекций. Аудитория лекций, в свою очередь, полностью держится на аудитории YouTube-канала, которая растет, по выражению Тимоновой, «как карельская береза»: «Канал мы нигде не рекламируем, прирост у него небольшой, но качественный». Прирост каналу обеспечивает, конечно, и выход «в телевизор»: выпуски транслируются на телеканале «Моя планета». Потихоньку появляются и спонсоры: в 2016 году, например, сотовый оператор Yota выступил рекламодателем программы и заплатил 6000 евро за шесть выпусков, отснятых в Португалии.
В планах у Евгении Тимоновой — модернизировать YouTube-канал «Все как у зверей» , потому что «невозможно делать одно и то же шесть лет». Недавно она и ее команда выпустили новое видео, пилот проекта «Вкус жизни». Кулинарное шоу, где не только готовят, но и говорят о биологии еды. «Об этом почти не говорят, хотя это даже важнее размножения. Еда — это свойственно всем живым организмам, это то, что связывает нас всех в единую пищевую цепь. Скажи мне, какое ты существо, а я тебе скажу, через сколько рукопожатий мы друг друга едим», — рассказывает она.
Глобальный же план Тимоновой на жизнь — учиться. «Картина актуальных знаний в биологии стремительно меняется, поэтому я понимаю, что профессия натуралиста постоянно обязывает меня учиться и узнавать все новое. Самое главное в любом деле — не думать, что есть понятие «законченное образование», необходимо учиться все время, иначе человек очень быстро начнет деградировать».
Анна Екомасова