Посмотрел еще один шедевр ушедшего года, полнометражный мультфильм «Головоломка». Было вокруг него так много восхищения и положительных отзывов, столь часто мои знакомые и друзья советовали мне этот мультфильм, да еще и выдвижение на премию Оскар… у меня и не было сомнений, что вещь стоящая и запомнится надолго.
Что в итоге? Вещь действительно стоящая. Но вряд ли запомнится мне надолго и вряд ли буду пересматривать. Попробую объяснить, почему.
Тема ностальгии по утраченному детству, тоска о быстро идущем времени и невозможности сохранять и останавливать «прекрасные мгновенья», любому к старому, страх и недоверие ко всему новому в своей жизни. Всё это знакомо, однако, на мой взгляд, абсолютно отсекает всю детскую аудитории. Хорошо. Так и постановляем – мультик не для детей. Для взрослых? Не знаю. Для взрослых, видимо, не хватает какой-то более усложненной разработки той же темы, какого-то изысканного поворота, новых (для нас, зрителей) смысловых оттенков, ценностей. Ведь я и вправду ничего не открываю для себя – я смотрю, и соглашаюсь с авторами: да, это печально, что так бывает, да я тоже грущу по многим моментам из детства, которых не восстановить (авторы коварно умалчивают, что восстанавливать и не нужно, сколь бы детство ни было прекрасно), я тоже иногда с умильной практически слезой вспоминаю бывших друзей, бывшие какие-то знаковые для меня места, события. Но дальше-то что? Какое лекарство от тоски предлагают авторы? Видимо, к концу повествования они все-таки подводят нас к лучезарной мысли, что грустить не надо, а нужно жить дальше, правильно балансируя своими «эмоциями» и всё со временем станет хорошо. Но ведь это так и понятно. Для взрослой аудитории в смысловом плане, на мой взгляд, нужно нечто большее.
Слонокотодельфин Bing Bong, Печаль и Радость
Значит, смотрим на саму историю. Чем она может увлечь ещё? Исполнением – то есть анимацией, музыкой, персонажами? Не спорю, исполнение на высоте. Немного странная стилистика, особенно поначалу, но привыкнуть можно. Лучше не задумываться, как это так вышло, что в голове каждого человека не только находится некий «центр управления», где всеми его поступками орудуют некие существа, и что за пределами этого центра и вовсе находится какой-то сверхмасштабный мирок. Интересная концепция, уникальная концепция и тяжеловесная метафора.
Параллельная история жизни маленькой девочки, героини и главной нашей звезды, к личности которой сходятся все чаяния, старания и устремления маленьких цветных человечков – по большому счету, банальная. Можно, конечно, и умильно поплакать вместе с ней, грустя о том, что на новом месте (Сан-Франциско!) живется не так, как раньше, но можно и устать ей сопереживать. Особенных драматических поворотов и интересных ситуаций в этом отрезке ее жизни не предусмотрено. Девочка создает ситуации для тех самых «эмоций», что внутри ее «внутреннего мира» переживают настоящее приключение. А именно – Радость и Печаль случайно вылетели из «штаб-квартиры» и оказались где-то на дальних задворках ее сознания. Им надо вернуться домой, как можно быстрее, иначе девочка в своих поступках будет руководствоваться только брезгливостью, гневом и страхом, что, в свою очередь, может привести к необратимым последствиям!
Да, пожалуй, самая интересная часть, - весь второй акт, почти полностью посвященный этому путешествию. Здесь открывается своеобразная страна чудес и часто попадаются вполне оригинальные, впечатляющие решения. Старый воображаемый друг, Слонокотодельфин, о котором девочка забыла и который теперь тоже блуждает где-то по задворкам, любуясь серыми, «вышедшими из оборота», воспоминаниями. Тюрьма подсознания – в которой заключены различные детские страхи, в том числе и гигантский зловещий клоун (Здравствуйте, Стивен Кинг!). Поезд мыслей, останавливающийся, когда девочка спит. И самая настоящая фабрика грез – киностудия, на которой производятся все новые и новые сны. Здесь все было весело, оригинально и незабываемо! Правда. Но это ведь частности. Это интересные эпизоды.
Самый трогательный момент, - это печальное самопожертвование Слонокотодельфина и его смерть. Уж теперь никогда не взлетит он на космической ракете, как это было в фантазиях маленькой девочки когда-то давным-давно, да и вообще, даже если очень постараться, она попросту не вспомнит, что он когда-то существовал. Его просто не стало. Жуткий момент, пробирающий, знаете ли, до дрожи. Но он один. Этого мало.
На этом всё. Вспомнив всё пережитое, вновь подхожу к выводу, что запомнившихся эпизодов слишком мало, чтобы фильм остался горячо любимым, чтобы к нему можно было возвращаться вновь и вновь и советовать друзьям. Противоречивые ощущения.