Посмотрел новый мультфильм от легендарного уже "Пиксара" - в нашем прокате он называется "Головоломка".
Необычный мульт. Занимательная психофизиология для младших и средних школьников - и немного философии. Даже, пожалуй, много, для мультика-то.
По выражению Пелевина, никакой отдельной личности нет, а есть гормональные реле, щёлкающие во тьме подсознания, - ну вот нам их образно и показали.
Итак, в голове у Райли (11-летней нимфетки с довольно небанальным увлечением - хоккей с шайбой) у пульта управления сидят человечки-эмоции, в нужный, а чаще в ненужный момент жмущие на кнопочки. Это диспетчерский центр, возвышающийся над образной Страной Психики, в которой есть, в частности, чистильщики оперативной памяти с пылесосами, внутренняя полиция (снова привет Пелевину), ну и так далее, а вы думали.
Человечки у пульта управления всё время озабочены тем, чтобы "сделать Райли хорошо", хотя именно эта группа товарищей и есть Райли, хе-хе.
А сюжет в том, что из диспетчерской случайно выпадают человечки Печаль и Радость (это девочки, а остались у пульта мальчики Гнев и Страх и девочка Брезгливость), поэтому так называемой Райли плохо, и Печали с Радостью нужно срочно выбираться из закоулков подсознания с разными приключениями назад, к пульту управления.
Метафорическая Райлина психика - со всеми этими ангарами воспоминаний, павильонами снов, островами базовых ценностей, поездами и полустанками мысли - весьма обширна; в этом пространстве не действуют, ясен пень, никакие законы физики, кроме почему-то гравитации, с чем и связано большинство трудностей, мешающих возвращению Печали и Радости. Всё время они куда-то там не могут вскарабкаться, что само по себе тоже метафора.
Во внешней же реальности, куда мульт не забывает нас "выгуливать", всё выглядит так: девочка психует, что её увезли из родных мест в другой город, где она никого не знает и ничего не любит, девочка злится за это на родителей, девочка плохо себя ведёт.
Это всё потому, стало быть, что Печаль с Радостью не у пульта: кстати, заметим, что Печаль не менее, а иногда и более важна, чем Радость, что и есть, собственно, главный посыл фильма.
Что тут сказать?
Дети в этом мульте не оценят и половину психофилософической мощи (и слава Богу, спокойнее спать будут).
Взрослые не будут в восторге от детсадовской эстетики, в которую эта самая мощь завёрнута.
Ни те, ни другие не будут ни особо недовольны, ни особо обрадованы. Все скажут: в этом что-то есть.
Так что "Головоломке" суждена разве что эдакая нишевая популярность - но суждена, с этим спорить нечего.
7/10