Привычная московская сцена в последнее время: по тротуару наперерез пешеходам несется электросамокат, которым управляет (или делает вид, что управляет?) веселый молодой повеса…
Задача пешехода — свое-временно отпрыгнуть в сторону. Интереснее становится на проезжей части: некоторые водители электросамокатов не считают своим долгом прижиматься вправо, вынуждая автомобилистов объезжать их по дуге. Электросамокаты становятся по-настоящему опасным транспортом, и с 28 июня по 8 июля 2021 года ГИБДД Москвы проводит специальный рейд по выявлению проблем, связанных с использованием средств индивидуальной мобильности. По итогам планируется разработать рекомендации для предотвращения ДТП.
Лето, вечер, одна из московских набережных. Отдельной дорожки для велосипедистов и самокатов, увы, пока не оборудовано. Держаться правее и левее они также не считают нужным. Прижиматься к парапету приходится пешеходам — из чувства самосохранения. Ситуация становится еще напряженнее, когда темнеет — и далеко не все люди на самокатах включают фары, так что догадаться о приближении махины можно только по свисту ветра. Львиная доля участников движения — подростки, а кое-кто встает на самокаты вдвоем.
Глава Госавтоинспекции Михаил Черников предложил разрешать использование электросамокатов детям не моложе 7 лет — во избежание ДТП, которые в последнее время участились. Также необходимо использовать средства защиты (шлем и, возможно, наколенники). Действительно, электросамокат — это транспорт, который способен разгоняться до недетских 20 км в час, и разумные ограничения здесь необходимы.
Существует и альтернативное мнение — разрешить использование электросамокатов лицам старше 14 лет. Об этом говорит глава Ассоциации операторов микромобильности Дмитрий Петрожицкий:
— Возрастное ограничение, безусловно. Мое мнение — разрешить использование с 14 лет. Когда человек получает паспорт, он имеет возможность пользоваться электросамокатом, потому что он уже, в принципе, взрослый человек. Но многие операторы определяют, что это может быть порог в 16 или 18 лет, — сказал Петрожицкий.
На этот вопрос по-разному отвечают в разных странах. Например, в США возрастные ограничения зависят от штата: в Мичигане электросамокаты разрешено брать напрокат гражданам старше 12 лет, а в Неваде — старше 16 лет. Ну а в Алабаме, Калифорнии и на Аляске для управления самокатом и вовсе придется получить водительскую лицензию — как для легкового автомобиля или мотоцикла. В Северной Каролине самокат нужно регистрировать как транспортное средство.
Во Франции запрещено ездить на электросамокатах детям до 8 лет, а подростки младше 12 лет обязаны надевать шлем во время поездки. Всем водителям самокатов без исключения запрещено возить пассажиров и ездить в наушниках. Обязательно нужны звуковой сигнал (гудок) и исправные фары.
В Испании для управления электросамокатом также нужны особые права, получить которые можно после 15 лет.
В Чехии водители самокатов младше 18 лет обязаны надевать шлем.
Впрочем, дети — это только одна из сторон проблемы. Не менее проблемная категория водителей — работники служб доставки, которые не считают нужным спешиваться, например, в узком пешеходном переходе. И разойтись с самокатчиком, с курьером, за плечами которого висит внушительный короб, фактически невозможно — приходится отпрыгивать в сторону. Об этом также упомянул начальник московского управления ГИБДД ГУ МВД РФ Александр Быков — по его словам, работники служб доставки, которые передвигаются на средствах индивидуальной мобильности, должны будут подтвердить знание ПДД.
Действительно, вопрос о введении электросамокатов в правовое поле остается актуальным. Сейчас водители СИМ (средств индивидуальной мобильности) юридически приравнены к пешеходам, несмотря на то что они имеют возможность разгоняться до скорости порядка 20 км в час.
В середине июня 2021 года в Москве были введены новые правила работы сервисов аренды самокатов. Во-первых, установлена максимальная скорость для электросамоката в 25 км/ч, а в городских парках и вокруг них, на проблемных участках дорог будет действовать автоматическое ограничение до 15 км/ч. Во-вторых, вводятся ограничения для компаний проката — теперь крупные операторы не могут иметь парк более 10 тысяч транспортных средств, при этом максимум 30% самокатов должны использоваться внутри Садового кольца. Еще 30% — между Садовым кольцом и ТТК, оставшиеся 40% — за пределами ТТК.
Между тем игнорировать стремительно растущую популярность этого вида транспорта нельзя. С начала 2021 года в Москве было совершено более 2,5 млн поездок на прокатных электросамокатах — об этом сообщили в столичном департаменте транспорта.
— Это уже больше, чем за весь прошлый сезон, — тогда их было 2 млн. Прокат электросамокатов улучшил доступность отдельных районов города, также он помогает снизить нагрузку на дороги. Более половины поездок — транспортные, что позволяет жителям отказаться от автомобилей и других видов транспорта, — отметил руководитель проектов шеринга ДТ Москвы Магомед Колгаев. По его словам, каждый электросамокат в прокате эксплуатируют 6–7 раз в день.
Отдельная проблема — хамское поведение на дорогах, на которое все чаще жалуются москвичи. По словам очевидцев, те, кто передвигается на электросамокатах, нередко считают допустимым провоцировать и пешеходов, и автомобилистов, а также практиковать лихачества — например, запрыгивать на один самокат вдвоем или ездить в нетрезвом состоянии. Такое поведение, по мнению экспертов, — прямое следствие того, что самокаты сейчас фактически выведены из правового поля, и эту проблему необходимо решить незамедлительно.
В Мосгордуме планируют до конца 2021 года подготовить законопроект о регулировании движения на средствах индивидуальной мобильности (самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды и так далее), однако займутся этим депутаты уже в ходе осенней сессии. Также Минтранс России занимается разработкой соответствующего проекта постановления Правительства РФ — для определения статуса средств индивидуальной мобильности.
Дарья Тюкова