Многие взрослые, а особенно пожилые люди не только не дружат с техникой, но даже не пытаются «подружиться». В чём причина: неусваиваемость новой информации или лень?
Для людей от 10 до 45 лет уже обычным стало каждую неделю или месяц объяснять бабушкам и дедушкам, как позвонить дальнему родственнику, как проверить баланс на телефоне и как установить правильное время. Многие из тех, кто каждый раз объясняет одно и то же, даже начинают волноваться, злиться и психовать, чем могут вызвать слёзы и обиду пожилых людей.
Хотя те же самые люди, которые могут с лёгкостью посмотреть баланс и набрать нужный номер, при работе с компьютером зачастую сами нуждаются в помощи. И теперь уже они выступают в роли «безграмотного пользователя», а их дети должны сдерживать себя, объясняя в сотый раз, как зайти в «Одноклассники», скачать фильм и задать вопрос на форуме. Ради справедливости, конечно, можно было бы отметить, что научиться пользоваться компьютером гораздо сложнее, чем телефоном, но в то же время разве у них не «моложе» мозги и не больше возможностей для обучения?
Те, кому посчастливилось какое-то время работать в техподдержке, прекрасно знают, что есть определённая возрастная граница, разделяющая людей на «разбирающихся самостоятельно» и «спрашивающих вообще всё».
Возможно, это как-то связано с воспитанием или условиями жизни, но молодёжь буквально стесняется звонить и спрашивать: «Сколько стоит?», «Как пользоваться?», «Куда нажимать?» и будет до последнего разбираться сама. К сообщению на почту, а уж тем более звонку молодые люди прибегнут лишь в том случае, если что-то пойдёт не так: снимут деньги, товар не будет работать или их попытаются взломать.
Зато если у фирмы есть аккаунт в социальных сетях или специальный виджет-мессенджер на сайте, то юноши и девушки без раздумий будут писать что угодно, даже полный бред. Связано это с тем, что социальные сети для молодёжи являются привычным и комфортным «местом обитания», в отличие от телефонных разговоров и e-mail.
А у взрослых, наоборот, выработан рефлекс: в случае непонимания чего бы то ни было тут же позвонить по телефону и узнать всё до последней детали. Причём у некоторых есть абсолютная уверенность в том, что человек на другом конце провода прекрасно видит то же самое, что и пользователь. В результате из-за неумения объяснять разговор может занять около часа.
А ведь всё можно было сделать гораздо проще: почитать FAQ или «погуглить», но, видимо, обилие незнакомых терминов отпугивает, поэтому люди предпочитают, чтобы им на пальцах объяснили, куда нужно нажимать, чтобы всё работало. Однако если взрослый или пожилой человек столкнётся с настоящей необходимостью: сломалась плита, нужно пользоваться микроволновкой для разогрева, или старый ламповый телевизор изжил своё, и на замену была куплена современная модель, то он уже на следующий день будет знать, какие кнопки нажимать.
Напрашивается грустный вывод, что некоторым просто лень пытаться научиться чему-то новому, проще ссылаться на свой возраст, ненужность или «зря я детей, что ли, растил?». Конечно, к ним не относятся те, кто страдает от определённых синдромов и заболеваний, которые влияют на память и вообще работоспособность мозга.
Тем, кто злится оттого, что приходится постоянно объяснять одно и то же, можем дать несколько советов:
- Напишите подробные и разборчивые инструкции на обычном листке, в случае с компьютером можно клеить стикеры на монитор. Некоторым так привычнее воспринимать информацию.
- Старайтесь подстраивать технику под человека: покупайте самые простые телефоны, создавайте закладки в браузерах, включайте быстрый доступ и т.п.
- Всегда в первую очередь нужно, чтобы человек сам нашёл решение, поэтому нужно объяснять, давать подсказки, советы, но не вырывать из рук «неумелого юзера» гаджет со словами: «Дай сюда!».
- Не перегружайте своих подопечных информацией: дайте только самое необходимое.
Роман Морозов