В биографии группы «Гран-Куражъ» есть наполненная трогательной безысходностью строчка: «Изначально коллектив не имел широкой известности и выступал исключительно в городе Бронницы». Бывал я в тех Бронницах, рассматривал их, стоя в автомобильной пробке: небольшой, в общем-то, городок, не сохранивший никаких видимых (с дороги) следов пребывания здесь Лионеля Месси (сборная Аргентины базировалась в Бронницах в 2018 году во время чемпионата мира по футболу). Памятника «Гран-Куражу» там тоже пока нет, но когда-нибудь, скорее всего, появится, ведь у группы есть все шансы превратиться из местечковых знаменитостей в городскую гордость.
Но для этого придётся ещё немного постараться. Ведь большинство меломанов за пределами Бронниц знает о «Гран-Кураже» примерно один факт: именно в этой группе «Ария» нашла себе вокалиста Михаила Житнякова, который великолепно перепевал «арийские» кавер-версии и получил приглашение делать это на постоянной основе. Пение в «Гран-Кураже» Михаил совмещал с трудовой деятельностью в нефтяной компании с хорошим окладом, так что при переходе в «Арию» ему пришлось жертвовать одной из карьер. В 2014 году основатель и гитарист «Гран-Куража» Михаил Бугаев тоже присоединился к «Арии» - ненадолго заменив в туре восстанавливающегося после операции Владимира Холстинина. В прошлом году тот же Бугаев стал ведущим документального проекта «Через все времена», где он берёт у музыкантов интервью об истории «Арии». Всё это ещё более укрепило отношение к «Гран-Куражу» как к некоему «фарм-клубу» «Арии», не имеющему серьёзных собственных амбиций.
Подобное реноме бронницкая группа не спешит опровергать на словах, предпочитая поступки. Вряд ли кто-то, слушая альбом «Эпохи, герои и судьбы», назовёт «Гран-Куражъ» полупрофессиональным коллективом. Небольшая деталь: последние два года вокалистом команды работает Пётр Елфимов - известный белорусский певец, участник «Евровидения-2009»: назовите-ка мне ещё какую-нибудь любительскую группу, где поёт международная звезда такого уровня. Словом, всё серьёзно. Елфимов, испытывавший сложности с хитовым репертуаром, вполне нашёл себя в мелодичном и героико-романтичном пауэр-метал «Гран-Куража». Нет смысла сравнивать его тембр с житняковским - главное, что вокальные данные и манера Петра вполне соответствует материалу альбома (написанному Бугаевым и Елфимовым). О тематике и стилистике песен можно судить хотя бы по их названиям - «Царство диких людей», «Эра пустоты», «Проклятые короли», «Связаны кровью» и т.д.: в ассортименте также духоподъёмные, немного сказочные тексты, вокальные атаки и энергичные гитарные дуэли. Всё это, честно говоря, мало отличается от произведений других лидеров «мелодичного металла» и звучит довольно предсказуемо, но у «Гран-Куража» есть потенциал привлечь не только поклонников «пауэра». На альбоме встречаются моменты, способные взять за душу куда более широкую аудиторию - в «Эре пустоты», балладе «Птица небесная» и припеве песни «Кто?»: «Миллионы безликих душ заблудились в слепом бреду, пеленою незрячих глаз жадно смотрят на нас. Кто им заново даст прозреть и с восторгом на мир смотреть? Кто откроет сознанью век то, чем стал человек?!» - эти строки на бумаге выглядят пафосно и выспренно, но в соединении с великолепной мелодией обретают настоящую гармонию.
Алексей Мажаев