Новосибирская постпанк-группа Ploho, существующая с 2013 года, выпустила свой шестой альбом. Трио неплохо (вопреки названию) существует в рамках своего стилистического сегмента - радуется рецензиям на постпанк-ресурсах и попаданиям в топ локальных американских радиостанций. Ещё одним показателем международного успеха проекта стало его участие в фильме литовского режиссёра Юргиса Матулявичуса «Исаак». Если вы ничего не слышали про эту картину, не беда: она примерно такое же нишевое явление, как постпанк-тусовка. И даже сервис Яндекс.Музыка отправил группу Ploho в маленький стилистический раздельчик «New wave» - хотя обычно широким жестом отправляет подобные проекты в категорию «Русский рок». При этом сами музыканты считают слишком предсказуемыми сравнения с музыкой групп Joy Division и «Кино» и настаивают на более глубоком погружении в природу их творчества и источники вдохновения.
У такой узкой специализации есть свои плюсы, но и несомненный минус: за пределами коммьюнити группу мало кто знает и почти не имеет шансов на случайную встречу с их музыкой. Название коллектива и альбома, оформление обложки - ничто не рассчитано на привлечение новых зрителей. Своих - достаточно. Так что, возможно, мы нарушим гармонию герметичности группы Ploho, дав взгляд на их новый альбом со стороны. Причём этот взгляд не будет претендовать на глубину, на анализ под микроскопом и поиск сложносочинённых аллюзий: это будет мимолётная оценка - можете даже назвать её поверхностной, а можете - незамутнённой.
Группа Ploho действительно очень держится за свою субкультуру и при прочих равных условиях вполне бы могла пополнить «Фантомными чувствами» коллекцию трудноразличимых синтипоп- или пост-панк-альбомов на русском языке, записанных будто в 90-е годы. Канонам жанра проект следует неукоснительно, но, судя по всему, у музыкантов есть дар вольно или невольно расширять эти каноны. Например, человек со стороны, который всё же услышит песни Ploho, не сможет не оценить тембр вокалиста Виктора Ужакова. Низкий вокал не только как нельзя лучше соответствует мрачности подачи, но и просто обращает на себя внимание. Недаром говорили, что голос Дэвида Гэхена - один из главных инструментов, используемых Depeche Mode, и одна из главных причин популярности группы. Так и здесь: человек так поёт, что хочется, фигурально выражаясь, сорвать замок и выпустить его на свободу из постпанковской клетки.
Впрочем, и в этой воображаемой клетке у Ploho иногда получается делать запоминающиеся «общечеловеческие» мелодии - обратите внимание на «Прости», «Оставайся со мной, «Песню окон и стен»» и «Нулевые». Тексты группы отличаются большей самоуглублённостью и требует от слушателя серьёзного погружения, хотя в тех же «Нулевых» выделяется афористичная и здорово вписанная в размер фраза «нельзя пугать девяностыми тех, кто рождён в нулевые».
Алексей Мажаев