Хотелось бы, конечно, порекомендовать книгу всем любителям музыки регги, но давать такие советы было бы безответственно. Если вы из всего регги знаете только Боба Марли, группу «Пятница» и позитивные вибрации на берегу тёплого моря, то издание будет для вас, мягко говоря, слишком сложным. «Внятная история регги» совершенно не похожа на воображаемые книги «Регги для чайников» или «Занимательное регги»; иначе, скорее всего, и быть не могло, ведь Дэвид Кац - вероятно, главный специалист, историк и теоретик ямайской музыки. Фактически он работал над этим исследованием без малого сорок лет, со своих семнадцати. Непосредственно для книги Кац взял более трёх сотен интервью - и это он ещё до Андрея Запорожца и Герберта Моралеса не добрался. Если же говорить без шуток, то история регги в изложении Каца получилась не столько внятной, сколько сверхподробной и монументальной. Случайным читателям тут делать нечего - ну разве что полистать страницы в поисках двух-трёх знакомых фамилий и узнать, что Боб Марли важен для ямайской культуры скорее как международный посол регги и популяризатор этой музыки через мейджор-лейблы - а на самом острове первопроходцами и законодателями мод были другие музыканты. Так что книга рекомендуется в первую очередь преданным и вовлечённым фанатам регги, хотя и им будет непросто переварить сотни действующих лиц, из которых даже поклонники жанра вряд ли знают хотя бы четверть. Попутно с созданием скрупулёзной, но довольно противоречивой истории стиля (ведь старики-музыканты часто путались в своих воспоминаниях и давали взаимоисключающие версии событий 60-летней давности) Дэвид Кац приводит данные о политических событиях до и после обретения Ямайкой независимости, а заодно и о некоторых моментах истории Эфиопии (сыгравшей важнейшую роль в формировании растафарианства).
Если же не вдаваться в частности и не пытаться чётко разобраться в хитросплетениях регги-генеалогии (вы же не хотите потратить на это сорок лет, как Дэвид Кац), «Внятная история» поражает тем, как уникальная культура маленького карибского острова повлияла почти на всё остальное человечество. Музыка Ямайки всегда шла собственным путём; даже при заимствованиях из африканских или американских традиций рождалось нечто неповторимое и своё. Ска, рокстеди, даб, дэнсхолл и собственно регги - всё эти жанры и поджанры начали шествие по планете с Ямайки. И музыкальный бизнес в этой стране начинался не так, как везде. В 50-е население острова было, мягко говоря, небогатым, но любило веселиться и танцевать. Вместо дискотек там было распространено такое уникальное ямайское явление, как саунд-системы: на них собирались потанцевать тысячи людей - и владельцы саунд-систем не крутили одно и то же, а конкурировали музыкальными программами, стараясь заполучить с помощью пряников и кнутов свежие записи самых талантливых исполнителей. Из этого прообраза шоу-бизнеса и рождались новые хиты и новые жанры, которые впоследствии входили в мировые тренды. Кстати, то же самое произошло и с растафарианством: вначале оно было чем-то типа легенды и ямайского «кружка по интересам», а потом «прикололо» огромное количество людей даже в странах с менее мягким климатом.
Алексей Мажаев