В рубрике "Характеры" будут представлены персонажи и реальные люди, которых, как кажется автору, интересно подвергнуть анализу. И снова авторский волюнтаризм!
Диапазон будет по возможности широким и состоящим не только из того, что нравится лично мне. Но начинать легче именно с таких фигур. Смотр будет сначала общим - таким, какому мы подвергаем случайного прохожего. Одёжка, потом ум.
А затем мы попытаемся понять, каков контекст этой фигуры. Откуда, из каких корней, из какого сора она выросла? И почему именно в ту эпоху или эту? И насколько этот образ был востребован? И что с ним случилось потом, почему мы его помним?
Если же речь о реальных людях, то что с ними происходит прямо сейчас?
Начнём с Шерлока Холмса.
Холмс был очень популярен и остаётся популярным до сих пор. Почему?
Это холодный рассудочный тип, больше всего увлечённый движением мысли. Это и даёт ему стимул жить, радость жить, смысл жить. Мышление превыше всего, а чувства нужно держать в узде, потому что они переменчивы и ненадёжны. Шерлок Холмс в общем представляет собой модель идеального человека в мире рациональной философии и науки. Он умён, но при этом не ослеплён гордыней, трезв, умеет слушать, быстро запоминает, быстро вникает в любой контекст, в любую проблему.
Сейчас его бы назвали problem-solver.
Мельком отступлю. Мне Шерлок Холмс нравился всегда, и я всегда очень жалел, что его не существовало в действительности, и он не оставил после себя мемуаров или любых других записей, хоть бы даже и музыкальных. Интересно было бы читать даже результаты анализа его крови или счёт в магазине.
Отвечаем на вопросы.
Откуда он появился? Как я понимаю, не из ниоткуда. Он появился в конце 19 века, когда наука была на коне и когда доминирующей философией был позитивизм, утверждающий, что познаваемо едва ли не всё. При определённой настройке можно увидеть немало похожих персонажей в европейской культуре того времени, причём в разных видах, формах и жанрах. Даже Базаров в общем упал с той же яблони.
Что было с ним дальше? А дальше этот образ перелагался в разных переливах, эволюционировал и да, был почти забыт - другие времена, другие ценности... А потом снова взлетел, уже переизобретённый - в детективных сериалах. Авторы перепридумывали умного детектива два десятилетия, и там успела перемениться обширнейшая галерея, от менталиста до доктора Хауса.
Этот образ вызывает интерес почти у всех. И мне кажется - интерес этот положительный. По крайней мере, я так думал до недавнего времени, когда одна девушка сказала мне, что рассудочность отталкивает, а притягивает чувственность, проявленная в жестах, словах и поведении.
Я придерживаюсь ровно противоположного мнения, но бог с ней.
Тем более что девушка эта хочет быть режиссёром театра, а значит, ей необходимо чувствовать контроль над ситуацией, а с рассудочным этот контроль зыбок... Поэтому и не нравится. Кому нужно соперничество, когда возможно обожание?
Но это всё равно общо. Что ещё можно сказать? Она не умеет бегать, вот прям не умеет, не поставлен у неё бег, а значит, неспортивна. Это говорит что-то о её происхождении, о её детстве тоже. Она вряд ли была уличным ребёнком.
Холмс бы раскусил её в момент, но я не Холмс. Хотя эта рубрика с него начинается и в общем будет вестись под знаком его метода. Холмс вообще идеален для драматургии. И как персонаж он ясен, потому что у него всегда понятные цели, и как драматург он хорош, потому что видит взаимоотношения людей крайне чутко.
Холмсу разве что может не хватать юмора. Этим вопросом собственно и занимались сценаристы, актёры и режиссёры нового времени. Что Холмс Ливанова, что Холмс Дауни-младшего - оба очень человечны именно за счёт юмора. А иначе их можно было бы перепутать с ЭВМ.
Не перепутаешь.
Глеб Буланников