Я хочу быть тем, кто я есть…
Януш Корчак
Не так давно мой 15-летний сын засомневался в правильности направления, по которому он двигается навстречу будущей профессии.
Нас тоже обуревали сомнения. Чтобы разрешить мучающий всех вопрос «кем быть», мы предложили Егору обратиться за помощью к специалисту по выбору профессии — профориентологу. Консультацию решили получить дистанционно. Беседа и тестирование заняли около четырёх часов. Затем нам озвучили предварительные выводы, которые озадачили всех.
Выбранное папой для Егора физико-математическое направление с IT-перспективой оказалось не просто неточным, а прямо противоположным внутренним установкам нашего творческого чада. Было над чем призадуматься.
Как выяснилось, структура интересов сына относится к гуманитарному направлению. Хотя и прекрасное в лице «физики» тоже не чуждо — она находится на одном из пиков интересов.
Кроме того, у Егора социальный тип личности. В основном люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми. Социально-творческое направление — ключевая мотивация к деятельности. Из рейтинга профессий на первом месте — преподавание.
По мнению профориентолога, преподавание информатики — та сфера, которая максимально соответствует профессиональным склонностям Егора. Музыка, занявшая ещё один пик в шкале интересов, была отнесена в разряд хобби.
Через две недели мы получим окончательный отчет со списком подходящих профессий. Но и имеющейся предварительной информации достаточно, чтобы серьёзно задуматься о выбранном пути в точные науки как основы для будущей работы. Человек с гуманитарно-творческим сладом ума вряд ли будет счастлив, реализуясь в IT-профессии. А как важно, чтобы работа приносила радость и удовлетворение! Даже если рассматривать её не как призвание, а как средство для извлечения желаемых условий жизни.
У Януша Корчака на этот счёт есть очень мудрые слова:
Главные ошибки в наших суждениях о детях мы совершаем именно оттого, что истинные их мысли и чувства теряются в словах, которые они переняли, в формах, которыми они пользуются, вкладывая совершенно иное, свое содержание.
Когда Егор был совсем маленьким, он чётко и ясно озвучил свою самую первую профессию:
Мама, я хочу быть землекопом!
Помню, как меня тронуло это искреннее желание малыша посвятить свою жизнь копанию земли. Детская мечта осталась, поэтому строительство — это ещё один пик в кластере интересов сына. Но, как тонко определила специалист по профессиям, его в этой области привлекает скорее видимый результат труда, созидательность и польза для людей.
Когда сын пошёл в первый класс, он захотел стать учителем. В этот период любимым занятием стала игра в школу. Незабываемая лекция Егора про лирохвоста, записанная на видео, до сих пор много раз просматривается нами и вызывает шквал положительных эмоций своей наглядностью и оригинальностью.
В третьем классе состоялось родительское собрание, которое запечатлелось в моей памяти на всю жизнь. На нём классный руководитель обсуждал Егоркин рисунок страха, предварительно повесив его на доску. На рисунке была изображена рука, разрисованная разными цветами. Внутри руки поместилась комната. В ней сидел ребёнок перед дверью. Внизу подпись:
Боюсь остаться в одиночестве без родителей и друзей.
До глубины души учителя поразило название рисунка:
Я знаю свой страх, как все свои пять пальцев!
Позже, серьёзно увлёкшись космической сагой Джорджа Лукаса «Звёдные войны» (изучив множество персонажей и актёров, их играющих, историю и сюжет каждого фильма, хронологию эпизодов и событий), первенец стал представлять себя космонавтом, путешествующим по далёким галактикам и создающим новые миры. В этот период времени сын «издавал» собственные журналы (по выпуску раз в неделю). Родители и ближайшие родственники оставались его преданными поклонниками.
Следующая затем подростковая трансформация — тяжёлый период, когда неизбежно по объективным причинам снижается самооценка. Егор нашёл отдушину в игре на пианино и просмотре художественных фильмов уже советского кинематографа. Сам неоднократно пытался выступить в роли режиссёра, оператора-постановщика и звукорежиссёра. Его фильмы «Петька», «Кошак Трындя», «Спят усталые кошмары, или в дом 13 приходите завтра» — золотой фонд кино нашей семьи.
Помимо участия и побед на школьных олимпиадах по математике, сын участвовал и побеждал в олимпиадах по литературе. Ему легко даются русский и иностранные языки. Был год, когда Егор посещал кружок журналистики. С успехом защитил творческую работу по книге Александра Беляева «Человек-амфибия».
Как раз в этот год он учился в первую смену (два предыдущих и два последующих — в ужасную вторую). Еле успевал заниматься спортом. Пробовал скиппинг и йогу. Перед пандемией сын забросил и спорт. Каратэ в течение семи лет поддерживало его в хорошей физической форме.
На повестке дня встал неизбежный вопрос, чем заниматься дальше. Папа предложил пойти по его стезе и поступить в заочную физико-математическую школу, дабы ум привести в порядок. Егор согласился. Прошёл год — глаза у сына так и не загорелись интересом. Наоборот, на него стало жалко смотреть — постоянно ничего не успевает, хотя весь день уходит на учёбу (сначала занятия, затем уроки). Много нервничает.
Родительское сердце не на месте — болезненная неожиданность, о которой предупреждал Януш Корчак, проистекает из привычного подхода к ребёнку: «Вот я из тебя человека сделаю!», вместо вдумчивого: «Чем можешь ты стать, человек?»
Положительным моментом в этой истории я считаю наличие у сына достаточного времени, чтобы осознанно сформулировать свой новый план подготовки, выбрать предметы для сдачи и подобрать вузы для поступления.
…из книг, разговоров, встреч, жизненных впечатлений он (ребёнок) самостоятельно ткет ткань собственного мировоззрения, выбирает собственную дорогу.
Януш Корчак
Я уверена, что Егор в итоге сделает правильный выбор, в том числе во многом благодаря профориентологу.
Тем, кто задумался над выбором профессии и не знает, кем хочет стать, я настоятельно рекомендую воспользоваться востребованной на рынке труда услугой персональной профориентации.
Мария Кулыванова