Известный российский кинорежиссёр и сценарист Юрий Анатольевич Быков поделился в своём fb весьма любопытными размышлением о современном положении дел в нашей киноиндустрии. Многое расставляет по местам. Советую!
Марк Максимов, редактор 1001.ru
Что такое продюсер и что такое режиссер? Чем эти профессии отличаются де-юре и де-факто? А главное, какая из этих профессий в итоге выживет?
Да, именно выживет...
Продюсера часто представляют монстром, который не дает художнику развернуться, давит на него, не понимая его истинной ценности и значения. Продюсер многим (особенно начинающим кинематографистам) кажется диктатором, преследующим только свои карьерные или денежные цели. Но дела обстоят куда интереснее.
Когда Ренат Давлетьяров стал снимать фильмы в качестве режиссера, для меня это был - восторг. Меня, как прорвало. Ну, наконец-то кто-то из продюсеров честно сознался, что может сам заменить режиссера при необходимости. По сути, очень честный и прямой поступок, основанный на убеждении, что нет такого режиссера, которому он может довериться.
Я очень долго жил с этим эмоциональным впечатлением, а когда стал работать с Александром Цекало, задумался ещё сильнее. Цекало - человек темпераментный, талантливый, точно знающий чего хочет, и играть на его поле в свободного художника не стоит. Но зато в заданных рамках он дает полную свободу. Твори, на выбранном пути, что называется.
Кино, на самом деле, настолько сложный процесс, конечный результат которого зависит от такого большого количества людей и от такого большого стечения обстоятельств (особенно в такой стране, как Россия), что режиссура в какой-то момент перестаёт иметь то значение, какое значение имеет авторство в литературе, живописи, музыке - то есть в тех видах искусства где автор - царь и бог. А с закреплением продюсера, как центра, режиссура стала действительно одной из "кинематографических профессий".
Современные технологии настолько упростили производственный процесс, (чего стоит одно изобретение NASA для космических телескопов - ISO 20000, когда по сути изображение от простой зажигалки наполняется световым рисунком; да и красота картинки после роликов в youtube уже никому не упала; Майор, к примеру, снят на фотоаппарат без света и прогремел по миру), инструменты создания кино стали настолько доступны и понятны, хорошего качественного материала и пособия стало настолько много, что магия, сакральное таинство создания кино, как произведения искусства стало делом весьма внятным и, честно говоря доступным, если не каждому, то очень многим способным людям. И продюсеры уж точно не исключение. Они действительно теперь знают, как надо и часто мучительно терпят глупость и непрофессионализм (с их точки зрения) режиссеров, болезненно сдерживая желание сесть за режиссерское кресло
И вот появилось такое понятие, как "шоуранер", так называемый креативный продюсер, обычно, - родоначальник идеи, куратор создания фильма, а проще говоря, тот, кто придумал фильм и знает, каким он должен быть. По сути это тот же продюсер, но без денег. Человек, который находит ресурсы или деньги для воплощения фильма в жизнь. Вот теперь прибавьте этому человеку деньги или ресурсы. Он становится самодостаточным настолько, что дальше все его действия связаны только с подключением персонала и раздачей задач.
В этой схеме режиссер - тот же "персонал" с определенными полномочиями (иногда даже большими), но всеравно подотчетный шоуранеру. Может ли режиссер в такой схеме оставаться творческим человеком? Конечно, может. Может ли он быть полноценным автором? Конечно, нет. Он выполняет поставленные задачи, он контролируем и направляем, ограничен в средствах и даже сменяем при необходимости.
Мое прозрение в том, что, выходит, я никогда не хотел быть режиссером, я хотел быть тем самым, шоуранером. Это не значит, что я отказываюсь от режиссуры, но это абсолютно точно означает, что до этого момента я занимался самообманом. Даже все мои якобы "прагматические рассуждения" о том, что на студийной работе я, наемный человек - не более чем злость на систему, устройство которой я не понимал и не принимал. А устроена она правильно. Природа вещей такова, что ты не можешь тратить чужие деньги на воплощение собственных интересов так, чтобы это никого не раздражало.
Юрий Быков