Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Я не вернусь

Ненашумевший фильм Ильмара Раага

Посмотрел фильм эстонского режиссера Ильмара Раага…

Причины для просмотра было две. Во-первых, ведь это автор знаменитого в своё время «Класса», а мне в силу личных обстоятельств и последних сценарных проектов крайне интересна именно школьная тема во всех её проявлениях. Во-вторых, вся съёмочная группа, включая сценаристов и актёров – были русские. Также и место действия – Россия. Собственно, увидев интересную, вроде бы вполне качественную и внушающую доверие картинку в трейлере – я воспылал любопытством, сколько же клюквы умудрился навесить столь уважаемый режиссер. Или не умудрился. Сейчас уже думаю, хоть и не нашёл тому подтверждения ни в каких википедиях, что, скорее всего, Ильмар Рааг для нас не совсем иностранец, всё-таки Эстония, да и учитывая год его рождения… вполне вероятно, что знает Россию и даже, может быть, по-русски говорит.

Потому и не удивляюсь, что клюквы я почти не нашёл. Есть почти типическое для современной российской кинематографии – натужно-депрессивное искажение действительности, но это не клюква, это есть у нас в каждом втором кино и в каждом первом «полицейском» сериале на НТВ. Мрачняк, акцентированная реалистичность происходящего, острая социальность и не очень навороченный сюжет.

Подумав, что фильм мне не очень понравился, я всё-таки засомневался – что-то в нём всё-таки есть, что-то его отличает. И хоть в нём совсем не чувствуется «иностранного происхождения», он не похож на большинство ему подобных фильмов (а их действительно много). Тем, что цель подобных фильмов всем этим мрачняком, всей этой социальщиной – выдавить у нас скупую слезу и негодование «доколе можно так жить?». Здесь же, пусть и не совсем получилось, но цель, как и любого хорошего произведения искусства, не только возмутить, но и восхитить, но и рассказать, и показать и заставить задуматься – и просто порой заглядеться.

Почему же не получилось? Не знаю. 

(заметка на полях: о сюжете распространяться не буду, прошу – посмотрите сами, хочется об этом подискутировать – быть может, я в чем неправ?)

На самом деле, что касается режиссёрского вклада, то здесь, всё, наверное, на уровне. Особенно поражает то, как режиссёр сработался с детьми. Заставить ребёнка играть хорошо – это известная сложность! Чаще невыполнимая. Здесь эта задача выполнена на все сто. Постановка – не впечатляет, но на уровне. Опять-таки всё очень стерильно, ясно, точно, со вкусом, чувствуется, что так и задумано, но это не моя волна. Может, главная проблема в сценарии? Скорее всего. Хотя подозреваю, что сценаристам тоже было негде особенно разгуляться. Была поставлена цель – сделать эдакое роуд-муви. Детдома, роуд-муви, дальнобойщики и Казахстан с бабушкой в виде сияющей и почти нереальной цели. Вот и сделали. Завязка получилась навороченной, слегка искусственной, но цепляющей. Развязка двусмысленная, оставляющая много вопросов, но и заставляющая фантазировать – что было дальше. Второй акт, середина – полный провал. Лишь несколько ярких эпизодов посреди невнятной пустыни и механических перемещений. А разве бывает в роуд-муви иначе?
Думаю, эстонский режиссер справился с задачей лучше, чем это мог сделать кто-либо ещё. Однако сомневаюсь, что с этой задачей нужно было справляться вообще. Нужно искать новые, интересные, взрывающие идеи. А здесь…

 

589


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95