15 мая в Государственном Эрмитаже должна была открыться персональная выставка «Чжан Хуань. В пепле истории». Один из самых известных в мире китайских художников должен был быть представленным в многообразии своих практик. О том, что происходит сейчас с выставкой, рассказывает Кира Долинина.
Новости о выставке Чжан Хуаня, пришедшие на днях из Эрмитажа, вселяют надежду: на то, что выставка все-таки откроется, явно рассчитывают и музей, и сам художник. Более того, Чжан Хуань отказал себе в карантинной остановке и в своей пекинской фабрике-мастерской создает новые произведения, в том числе для выставки в Санкт-Петербурге.
Чжан Хуань (родился в 1965 году) — художник того типа, который моментально откликается на социальные вызовы. При этом насколько его работы легко привязать к какой-то острой теме (события на площади Тяньаньмэнь, программа контроля за репродукцией «Одна семья — один ребенок», положение бедных в Нью-Йорке), настолько каждая из них выходит за рамки сиюминутной актуальности. Получив отличное классическое художественное образование в Китае и блестяще разыграв карту соцреализма в двусмысленных полотнах на идеологически правильные сюжеты, он вдруг поворачивается на 180 градусов и впадает в ересь перформанса, да еще и в Америке, где прожил восемь лет. К перформансам, где главным «инструментом» являлись обнаженные тела художника и его помощников, присоединилась еще и новейшая техника: Чжан Хуань начал работать с пеплом от сгоревших благовоний в буддистских храмах. Пепел может стать основой краски для живописи, а может быть спрессован и превратиться в статую Будды.
Когда, молодым, он менял техники как перчатки, его искусство казалось калейдоскопным. Но вот сегодня становится очевидно, что принцип конструирования смыслов в самых разных его произведениях схожий. Художник откликается на проблему, которая заботит его, таким способом, который кажется ему наиболее чувствительным именно в данном конкретном случае. И это приносит результаты.
Пандемия оказалась для художника очередным вызовом. Он, как и все мы, читает новости, среди которых львиную долю занимают рассказы о трагедиях конкретных людей, бьющие по нервам и воображению куда сильнее, чем статистические выкладки. Чжан Хуань ведет «дневник» в картинах. Одна картина — одна история. Чаще всего — одна или несколько смертей от коронавируса. Выбор техники для этой серии был однозначен: несколько лет назад Чжан Хуань вернулся к живописи маслом, но цвет ей назначил единственный, ярко-красный. Новая, карантинная, «красная серия» получила название «Любовь». Она о тех единицах, из которых состоят все эти сотни тысяч погибших от коронавируса. Беременная женщина, муж которой не мог заплатить за реанимацию и согласился на прекращение манипуляций ровно за день до того, как китайское правительство сделало лечение от коронавируса бесплатным. Врач, отказавшийся от помощи коллег, чтобы их не заразить, и умерший на рабочем месте. 72-летний чемпион по бодибилдингу, не успевший принять участие в долгожданных соревнованиях.
Истории этих «маленьких» людей приедут в Эрмитаж осенью (будем надеяться) и займут свое место среди пепельных статуй, пепельной живописи, деревянной резьбы с образами главных эрмитажных картин вроде «Блудного сына» или «Мадонны Литты» и других изобретений Чжан Хуаня. Что-то в этом прибавлении видится оптимистическое — выставка не просто перенесена, но видоизменяется, согласно миру, в котором мы все живем. Ну и просто — смотрите, не все сейчас виртуально. «У хорошего художника нет каникул» — отличный лозунг от Чжан Хуаня.
Кира Долинина