Сферу развлечений накрыла целая волна «камбэков» (от «Секса в большом городе» до «Утиных историй»). Эксплуатация ностальгии целевой аудитории вещь заманчивая, но опасная, так как фан-база той или иной франшизы очень впечатлительна и мстительна.
Дэвид Коэн и Мэтт Гроунинг, создатели сериала
Возвращение знаменитого фантастического и сатирического мультсериала «Футурама» Мэта Гроунинга (автора другого влиятельнейшего произведения массовой культуры – «Симпсонов») полна многочисленных злоключений. Вышедший на канале «Fox» в 1999 году, уже в 2003 он был закрыт, потом в 2008 был реанимирован на канале «Comedy central», но и там продержался всего 5 лет, новейшие эпизоды будут выходить на стриминговой платформе «Hulu».
Сочетание черного юмора, сатиры, предвосхитившей развитие многих сторон постмодернистского общества (от таргетной рекламы до мужчин-олимпийцев, «идентифицирующих себя женщинами») с серьезной психологической и философской проблематикой (проблема обратимости времени и личной ответственности) давно сделали сериал культовым, не менее чем «Симпсоны», и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие так называемого adult swim (мультипликация, рассчитанная на взрослую аудиторию) вроде «Рика и Морти».
Мир XXXI века является гротескным образом мира XXI: Соединенными Штатами Земли руководит консервированная голова Ричарда Никсона (выбор именно этого президента не случаен – именно при нем началась глобальная кооперация с переносом предприятий в страны Третьего мира и эмиссия доллара, лишенного золотого базиса); почти все дела за человека делают роботы, которые ни в чем не уступают человеку в когнитивно-эмоциональном отношении, но при этом значительно поражены в правах (и не скрывают своего раздражения по этому поводу и даже, как Бендер, призывают к физическим расправам над своими создателями); общество глобализированной Вселенной представляет из себя «плавильный котел» из различных инопланетных рас, который, однако, никак не сглаживает многочисленные конфликты, в том числе и военные; мир помешан на потреблении, от рекламы которого не скрыться даже во сне; часть планет превращена в токсичные помойки, не пригодные для жизни; практически вся промышленность принадлежит синдикату коварной социопатки Мамочки; жители Земли, пережившей несколько геологических катастроф и инопланетных вторжений, почти не имеют представлений о предшествующих эпохах и т. д.
Кроме ироничных намеков на злободневную повестку, «Футурама» содержит и комическое развитие антиутопических мотивов классической фантастики XIX-XX: принудительная эвтаназия (плохо работающие будки для самоубийств за 25 центов и обязательная «оцифровка» стариков за 150); констелляция человеческой судьбы вшитым в правое запястье чипом; утрата значительной части популяции человеческого облика (канализационные мутанты, к числу которых относится и Лила).
Основная история, рассказанная в мультсериале, парадирует шаблонный сюжет авантюрной фантастики о герое, попавшем в «Другой мир», для выживания в котором ему необходимо проявлять смекалку и изменить свое отношение к основным ценностям. Однако Филипп Дж. Фрай, инфантильный и недалекий разносчик пиццы из Америки 1990-ых годов, времен MTV и кабельного интернета, совсем ничему не учится, постоянно попадает в передряги с катастрофическими последствиями, хотя в конце и находит свою любовь.
Как и «Симпсоны», «Футурама» построена на несчетном количестве аллюзий и пародий на массовую культуру, в основном, на англо-американскую фантастику «Золотого века» (Артур Кларк, Айзек Азимов, Курт Воннегут и многие другие мэтры). Но в отличие от «Симпсонов» или «Гриффинов», эти многочисленные референции носят совершенно благодушный характер, а не негативно-деконструктивный. Именно избыток этих «пасхалок» во многом и приводил к двум снятиям с показа: значительная часть аудитории не может воспринять интертекстуальные связи сериала, в которые входят не только вершинные образцы американской литературы, но и телевизионная фантастика, вроде «Сумеречной зоны», «За гранью возможного» или, конечно же, «Звездного пути».
Сюжет отдельных эпизодов необязательно подверстывается под политическую конъюнктуру или комедию положений, многие истории тяготеют к своеобразным трагикомическим философским притчам, многие к драмам из личной жизни Фрая, вызванных его непростыми отношениями с Лилой или грустными воспоминаниями о навсегда утраченных близких.
«Футурама», безусловно, имело огромное влияние на современную массовую культуру. Сочетание философского переосмысления клише журнальной фантастики с провокационным и ангажированным юмором сделали сериал очень популярным (вплоть до ушедшего в народ афоризма Бендера «я построю свой парк развлечений с блекджеком и шлюхами!»). Возможно, возрождение мультсериала будет таким же успешным и даже из прогностической сатиры превратится в реальный иронический комментарий к «повесточке» вроде «Южного парка».
Амир Пшидаток