Это искусство начинается с подметания. Первым делом необходимо подмести площадку, освободив ее от песка и листьев. Делать это можно обычной обувной щеткой. Во всяком случае, так советует Филипп Козлов, 27-летний художник-мадоннари.
Мадоннари появились предположительно в XVI веке. В Италии во время праздников художники создавали на улицах рисунки на религиозные мотивы, в основном рисуя Мадонну с маленьким Иисусом на руках. Поэтому до сих пор в Италии их называют мадоннари. Художники, рисующие на асфальте, сегодня есть в разных странах, и они создают произведения на любые темы. Уличные рисунки в 3D (они выглядят объемными только с определенной точки) — новая форма этого искусства. В мире она тем не менее существует уже пару десятков лет, в России же фактически начала развиваться с 2008 года, когда Филипп Козлов сделал свой первый рисунок на асфальте — кубик Рубика. ГИБДД Волгограда, откуда родом Филипп Козлов, нашло искусству мадоннари практическое применение: в конце мая на одной из улиц города появился нарисованный в 3D "лежачий полицейский" (установка настоящей неровности там не предусмотрена ГОСТом).
Обозреватель "Огонька" встретилась с Филиппом Козловым.
— Волгоград стал первым городом в России, где появился иллюзорный "лежачий полицейский"?
— Я не слышал, чтобы у нас это было где-то еще. На Западе такая практика существует. В Германии используют линейную разметку, но линии рисуют ломаными, и создается впечатление холма. Пару раз я наталкивался в интернете на картинки с похожим зарубежным опытом. В Канаде на асфальте нарисовали маленькую девочку, которая выбежала за выкатившимся на проезжую часть мячиком. В Японии по "зебре" шли мультяшные герои...
Из ЖЖ Филиппа Козлова: "На весь процесс ушло около 7 часов и... 500 рублей, потраченных на краску и кисти... Результатом нашего совместного с ГИБДД эксперимента стало то, что многие водители действительно притормаживали перед фальшивой неровностью. Некоторые же проезжали, по привычке не сбавляя скорости, как они это делают и на реальных буграх".
— Вы теперь будете рисовать искусственные неровности по всей России?
— Со мной уже связались из Пензы, но поскольку я не могу ездить по городам и заниматься такой рутинной работой, как рисование "лежачих полицейских", то предложил сделать единый макет, распечатывать его на пленке либо пластике, наклеивать на асфальт и периодически обновлять. Только нужно поэкспериментировать, какие материалы использовать. В Волгограде краска в тех местах, где чаще проезжают машины, стерлась. Хотя я знаю, что она выдерживает и дождь, и солнце. Я могу об этом судить по прошлогоднему рисунку яхты "Эсмеральдусик", на которой в Волгоград приплыл дизайнер и блогер Артемий Лебедев. Я рисовал теми же красками, и рисунок благополучно пережил и лето, и осень, и зиму.
Любопытно, что меньше года назад на той же набережной 62-й Армии, метрах в 200 от места, где Филипп сейчас по просьбе ГИБДД рисовал "лежачего полицейского", его дважды забирала полиция. К приезду в город Артемия Лебедева Филипп решил изобразить яхту в 3D. Творческий процесс два раза прерывался по причине вызова наряда полиции одним из работников речного порта. Филиппа быстро отпускали из полиции, он продолжал рисовать яхту, а когда пришел, чтобы нанести последние штрихи, увидел, что по белой яхте проходит пара черных следов тормозного пути автомобиля. Он все-таки восстановил рисунок и показал его Артемию Лебедеву.
— Как много в мире профессиональных уличных художников?
— Если мы говорим о людях, которые рисуют 3D-иллюзии, то их немного. На каждую страну не больше пары десятков, а профессионалов — единицы. В России — три человека. Но сейчас интерес к этому виду искусства растет, появляется много молодых художников. Свою лепту вносят фестивали по всему миру. Я был по приглашению на одном итальянском — не очень большом, но тем не менее международном, проходящем в городе Ночера Суперьоре. Местная церковь ежегодно созывает художников. Приезжает несколько сотен участников, и вся центральная улица покрывается рисунками.
В 2006 году, еще будучи студентом Волгоградского государственного технического университета, Филипп поехал на лето в Америку подработать в компании, занимающейся переездами. И в Америке увидел художника, рисовавшего на асфальте. Вернувшись на родину, сам вывел формулу, по которой надо рисовать, и стал применять ее на деле. Сейчас Филипп учится в Москве в Британской высшей школе дизайна. Учится на деньги, выигранные им в розыгрыше одной сигаретной компании. При этом сам не курит.
— Вы участвовали в проекте МММ-2011. Мадоннари в других странах живут не на деньги от проекта Мавроди. Это искусство кормит?
— Да, и я зарабатываю своим искусством. Я начал им зарабатывать гораздо раньше, чем появилось МММ-2011, и раньше, чем получил миллион от сигаретной компании. Через год после того, как я стал рисовать в 3D, ко мне поступили первые обращения с коммерческими заказами. Спрос на этот вид творчества и рекламы достаточно большой. Он превышает предложение. Обращаются как коммерческие компании, так и муниципалитеты. Например, я рисовал в Казахстане в нескольких самых популярных местах Астаны вместе с немецким художником Манфредом Штадером. На Западе такие заказы стоят очень дорого. На сайте самого дорогого художника в 3D Курта Веннера значится сумма, которую он берет за заказ,— 19 тысяч евро.
В документальном фильме НТВ "Великий обман зрения" из цикла "Научные детективы Павла Лобкова" показали небольшой эпизод с Филиппом Козловым. Известному журналисту было интересно узнать, что в момент, когда Филиппу приходят различные образы, происходит в его мозге. Художника исследовали на томографе. "Результат шокировал, кажется, все на свете видавших неврологов,— говорил в фильме Лобков,— зоны, отвечающие за восприятие объема, у мадоннари из Волгограда занимали вдвое большую площадь, чем у обычных людей".
— Бывают старые мадоннари? Или это искусство молодых?
— За границей те, кто создает трехмерные иллюзии,— люди взрослые. Это нашим художникам такой вид искусства кажется совершенно ненужным и непрофессиональным. В Петербурге этим летом пойдет первый крупный фестиваль уличных художников, включая звезд из Европы и США. Мне рассказывали, что, когда одна из организаторов фестиваля обратилась за поддержкой в институт имени Репина, ей там сказали, что нашей стране это не нужно
Юлия Ларина