Итак, у дошкольного образования новый статус, это полноценный уровень образовательной системы. Предполагается, что сменой вывески дело не ограничится: в эти дни активно дискутируется тема своеобразия образовательных стандартов дошкольников, ставится вопрос о профессиональной готовности педагогов, обсуждаются нормы и условия жизни детского сада. В ряду мероприятий – «круглый стол» в Общественной палате на тему «Архитектурный облик детского сада».
Прекрасное:в реальности и в воображении
Руководитель проектно-производственной фирмы «Проект-Реализация» Ольга Бумагина представила проекты новых типовых дошкольных учреждений, в которых предусмотрены и бассейны, и театры, и подсобные помещения, и специальные устройства для детей с ограниченными возможностями, а также места для колясок, на которых привозят самых маленьких.
Такие детские сады уже есть в Москве, Подмосковье и в некоторых регионах. Красота! Фасады зданий нарядные, яркие, красочные – они выгодно отличаются на фоне серой среды.
Сотрудник Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы Елена Гибралтарская убеждена:
– Архитектура детских садов должна быть приспособлена для воспитания активных и любознательных детей, создавать условия для свободной игровой, исследовательской, творческой активности дошкольников…
Прошли те времена, когда все дошколята выполняли одни и те же действия по заранее заведенному порядку. Современный ребенок должен иметь право на выбор различных видов деятельности. Для этого и нужно многообразие пространств: помимо традиционных помещений – игровой комнаты, бассейна, спортзала – это могут быть мастерские и строительные площадки, комната отдыха и сказок, место для музыкальных занятий и театральных постановок, даже научная лаборатория с настоящими микроскопами и компьютерами.
И далее, далее: все помещения должны легко трансформироваться, мебель – удобно раскладываться и собираться; места как для коллективных занятий, так и небольшие комнаты для обсуждения планов, впечатлений, конфликтов. А еще места уединения, специальные уголки, как в зарубежных детских садиках.
Зарубежные специалисты тоже выступили. Николас Коро, содиректор агентства Capital Research Group, исследующий влияние цвета на психику человека, сравнил цвет с эмоциональной кувалдой, настолько сильное он оказывает воздействие. Краски для детских садов и школ надо выбирать очень тщательно, а «цветовая экспертиза» образовательных учреждений должна быть обязательной.
Каковы возможности?
Ирина Комарова, ведущий научный сотрудник РАН, рассказала о зарубежном опыте строительства детских садов.
В числе основных тенденций – максимально застекленные нижние этажи, применение натуральных природных материалов; энергосберегающее строительство с использованием солнечных батарей; трансформирующиеся пространства и гибкая планировка, позволяющая использовать одно и то же помещение для разных целей. Но главное – это колоссальные пространства, рассчитанные на небольшое количество детей. От широты пространства зависят такие важные здоровьесберегающие факторы, как освещение, а также количество и качество воздуха.
Увы, «развивающая архитектура» – дело затратное. Например, на строительство такого детского сада в Австрии было израсходовано 1,5 млн евро. Но что дороже денег – наши законы и традиции. Участники «круглого стола» с горечью констатировали тот факт, что отечественные СНиПы (строительные нормы и правила) разработаны вопреки положительному мировому опыту. То же самое – новые СанПиНы 2010 года: на каждого ребенка в ясельной группе должно приходиться 2,5 кв. метра, на дошкольника – 2 кв. метра.
Мало того что половина детских садов расположена в старых зданиях советских времен, которые не отвечают современным требованиям, построены из неэкологичного монолитного бетона, – очередь в них, по разным оценкам, составляет от 1,5 до 2 млн человек.
В итоге был обозначен ряд задач, которые предстоит решить с помощью Общественной палаты. В первую очередь – привлекать к обсуждению проектов ДОУ их воспитателей и родителей; второе – содействовать пересмотру СНиПов и СанПиНов. Но главная проблема, без которой невозможно решить все перечисленное, – это кадры. Какова готовность педагогов работать в богатой, насыщенной возможностями среде? Ведь, как здесь говорили, образовательная среда – третий воспитатель для ребенка!
Ольга Дашковская