Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

И какой вождь не любит быстрой езды! (Часть 1)

Автомобильные предпочтения Иосифа Сталина и его ближайших соратников

Не так давно была рассекречена информация из почти пятисот путевых листов Гаража особого назначения, водители которого занимались перевозкой первых лиц.

И.В. Сталин садится в автомобиль возле Большого театра. За рулем П.О. Удалов. 1930 г.
И.В. Сталин садится в автомобиль возле Большого театра. За рулем П.О. Удалов. 1930 г.

 

Кремлёвский завгар Удалов

За период с 21 декабря 1931 по 3 мая 1935 г. в целях персональных перемещений Сталина в Москве и столичных окрестностях был выписан 481 путевой лист. Автотранспортным обеспечением "больших вождей" адресно занимался Гараж особого назначения (ГОН) Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР. В подавляющем большинстве сталинских поездок первой половины 1930-х за рулем был лично заведующий ГОН с 1923 по 2 марта 1953 г. Павел Осипович Удалов.

Путевой лист для поездок Сталина на 17 декабря 1931 г.  / ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 24.
Путевой лист для поездок Сталина на 17 декабря 1931 г. Фото: ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 24.

Основной водитель Сталина родился в 1893-м в деревне Милютино, ныне это Плюсский район Псковской области. Образование Павла ограничилось четырьмя классами, но шоферские навыки талантливый юноша приобрел еще в императорской России. С 18 лет он работает в Петербурге, поначалу сторожем в Гостином дворе, в 1913 г. устраивается подручным слесарем в автомастерские, а с началом мировой войны Удалов уже "шофер 1-й запасной автомобильной роты г. Петрограда (ставка Главнокомандующего)". Транзитом через службу в автобазе Временного правительства молодой водитель отправился на службу к советской власти, которая за долгие годы удостоит его шестью орденами, в том числе орденом Ленина в победном 1945-м. Небезынтересно, что во главе гаража и за рулем сталинских автомобилей, находился служащий органов госбезопасности Удалов, партийного билета не имевший.

Ответственность на псковском парне небольшого роста лежала огромная - ему поручался и отбор лучших заграничных машин для ГОНа. Например, в декабре 1929 г. Удалов был направлен в командировку в Великобританию для размещения заказа на пять автомобилей "Роллс-Ройс". Подавляющее большинство сталинских рейсов в тех самых путевых листах выполнены именно на таких машинах, имевших в официальных бумагах также написание "Рольс-Ройс"; "Кадиллак" и "Линкольн" встречаются гораздо реже, а с апреля 1934-го появляются сменившие гордость английского автопрома американские "Паккарды". Из машин советского производства в первой половине 1930-х в ГОНе были только грузовики - "полуторка" "Форд-АА", собранная на московском автосборочном заводе КИМ и "АМО-3" грузоподъемностью 2,5 тонны, изделие 1-го Государственного автомобильного завода им. Сталина.

Приборная панель "Роллс-Ройс 40/50".
Приборная панель "Роллс-Ройс 40/50".

Новые иномарки для перевозки "больших вождей" в условиях запрета на "импорт автомашин как грузовых, так и легковых, без специального разрешения ЦК", введенного решением Политбюро ЦК ВКП(б) 25 мая 1931 г., закупались исправно, равно как и запчасти к ним. Так, в сентябре 1931 г. ГОН получает из Великобритании очередной "Роллс-Ройс"3, а в апреле 1932-го - еще один, модификации "Фантом-2"4. Рейсы со Сталиным на борту совершались на технике не только новой, но и снабженной всем необходимым - об этом в протоколе №102 заседания Политбюро от 1 июня 1932 г.: "... 11. Выписать для Особого гаража на машины Рольс-Ройс запасных авточастей на 20.000 рублей в валюте".

 

Пальто на вате, валенки ниже колен

Как часто и насколько интенсивно ездил на автомобилях ГОНа Сталин? С 9 октября по 31 декабря 1931 г. выписано 33 путевых листа, передвигался генсек исключительно на "Роллс-Ройсах", был среди них и любимый автомобиль, имевший для выездов в город N 935: с 21 декабря 1931 по 25 марта 1932-го первое лицо возили исключительно на нем. За это время машинами было пройдено 2153 км, Удалов выезжал со Сталиным в качестве шофера 34 раза, водитель В.И. Рябов - 10, а Л.Т. Горохов - 4 раза. Ни одна из зафиксированных в это время сталинских поездок не превышала 100 км, редко превышал эту цифру и суточный километраж, исключением стал напряженный день 17 декабря 1931 г., когда Сталин с 00.10 до 22.30 совершил пять поездок по Москве и за городом общей протяженностью 212 км.

Штат Гаража особого назначения на начало 1931 г. был невелик - 23 человека. В автохозяйстве находились в эксплуатации 16 легковых автомобилей, двое автосаней и два мотоцикла. В ту пору остро не хватало элементарного оборудования, не хватало и зимней спецодежды.

Случались с водителями гаража и сложные дорожные ситуации. Так, во время загородной поездки 10 апреля 1931 г. в Архангельское застрявший в снегу автомобиль ГОНа (за рулем был личный шофер В.М. Молотова А.Э. Якобсон) выручили местные крестьяне, которым за помощь водителю пришлось заплатить пять рублей.

К середине 1932 г. положение изменилось в лучшую сторону. В мае этого года 27 сотрудникам ГОНа впервые выдали летнюю спецодежду: прорезиненные плащи, ботинки (сапоги), рабочие костюмы, а шоферам - дополнительно перчатки и кепи.

2 июня 1932 г. Совнарком СССР издал постановление № 375 за подписью Молотова: "Выделить из Автобазы СНК СССР Особый гараж Кремля, оставив его в Кремле как самостоятельный гараж Кремля при СНК СССР". Автобоевой отряд ВЦИК был выведен за пределы Кремля (в Манеж), его место занял ГОН, получивший помещения отряда с оборудованием, ряд водителей и техников. С этого времени на кремлевской территории Московского Кремля оставался только один гараж.

В сентябре 1932 г. все работники гаража получили зимнюю спецодежду: рабочие костюмы (45 человек); шоферы (26 человек) дополнительно - пальто на вате с меховым воротником, перчатки шоферские зимние, а помощники шоферов и работники мастерской - полупальто бобриковое с воротником, валенки ниже колен; а вот сапоги фетровые с галошами получили только 11 шоферов (водители открытых автомобилей и мотоциклов).

Существенную помощь сотрудникам ГОН оказало решение 1933 г., после которого они стали получать на руки денежные суммы для самостоятельного приобретения летней и зимней спецодежды. А в 1935 г. закрытая часть Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) предписала: "Шоферов Особого гаража СНК СССР [...] оплачивать твердыми ставками от 500 до 750 рублей в зависимости от квалификации. Никаких других начислений и доплат этим шоферам не производить".

Первый конвейер легковых автомашин ЗИС-101 на заводе имени Лихачева. / РИА Новости
Первый конвейер легковых автомашин ЗИС-101 на заводе имени Лихачева. Фото: РИА Новости

Источник

437


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95