"Сам проехал всю трассу..."
ГОН обеспечивал транспортное обслуживание больших вождей не только в Москве и Московской области, но и во время их поездок по стране. Так было и при подготовке известного путешествия Сталина на Беломорканал. При этом особую активность проявил ленинградский партийный руководитель С.М. Киров.
Если Сталин никогда сам за руль не садился, то его соратник любил погонять с ветерком. 14-15 мая 1933 г. Киров лично проверил состояние трассы от Ленинграда до Москвы, отдав необходимые распоряжения по улучшению дороги. По воспоминаниям Н.Ф. Свешникова, "Сергей Миронович съездил в Москву, сразу исчез на два дня, в это время ездил на машине в Москву, сам проехал всю трассу и все проверил... Мироныч сам проехал всю дорогу туда и обратно на машине. Правда, он ехал с отдыхом, кажется с ним был Юдин15. Сергей Миронович, видимо, заехал к Серго. В Москве, очевидно, мало кто знал об этой поездке"16.
Анастас Иванович Микоян. 1937 г. Фото: РИА Новости
Отчаянным автомобильным поведением отличался не только Сергей Миронович. 20 декабря 1939 г. Анастас Иванович Микоян, не раз заставлявший своих водителей из ГОН А.А. Степанова и С.И. Тимашева гонять на бешеных скоростях, удостоился такого вот персонального решения Политбюро:
"О тов. Микояне.
1. Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80-100 километров в час [в черновике стояли другие цифры: 100-150 километров в час17. - Авт.].
2. Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофера больше скорости, чем 50-60 километров в час.
3. Тов. Власику проследить за исполнением"18.
Это было не первое предупреждение Микояну по транспортной линии - 25 июня 1933 г. Политбюро объявило ему строгий выговор за полет на самолете без разрешения ЦК. За позднейшее лихачество даже простого выговора не выписали...
И тем же летом 1933-го после инспекции Кировым трассы Сталин и К.Е. Ворошилов решили "ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству". 18 июля 1933 г. они ранним утром выехали из Москвы на трех автомобилях ГОНа в сопровождении двух автомашин Оперативного отдела ОГПУ СССР с охраной. В одном из автомобилей охраны в поездку отправился первый зампред ОГПУ Г.Г. Ягода. По дороге в двух местах останавливались для кратковременного отдыха и заправки топливом. Киров встретил гостей на Московском шоссе. "С Иосифом Виссарионовичем приехало несколько машин, они не заезжали в Смольный, а остановились у Строганова моста"19. Затем все поехали на Озерную пристань, где ждал пароход "Анохин", направлявшийся на Беломорканал; на обратном пути Сталин и другие охраняемые лица 26 июля вернулись в Москву поездом.
Монументальные формы и размеры "ЗИС-115" отвечали статусу автомобиля первого лица новейшей сверхдержавы. На фото - автомобиль на ближней даче И.В. Сталина.
В конце лета того же 1933-го Сталин отправился в отпуск. 25 августа вождь к обеду был уже в Сочи, в доме отдыха ЦИК СССР "Пузановка", а уже вечером 26-го попал в аварию. При въезде на Ривьерский мост в автомашину Сталина врезался грузовик. "Хозяин" отделался легким испугом.
Кстати, это была не первая для него сочинская автоавария. 26 июля 1930 г. вместе с женой Н.С. Аллилуевой, С.М. Буденным и комиссаром для особых поручений Оперативного отдела ОГПУ И.Ф. Юсисом Сталин собрался в Красную Поляну. При выезде из той же "Пузановки", за речкой "Вонючкой" (лексика и кавычки документа), в 10.35 "Роллс-Ройс" ГОН столкнулся с автомобилем дома отдыха "Красный шторм". Сталину тогда повезло меньше, чем в 1933-м, - обрезало стеклом левую бровь, но уже на следующий день он чувствовал себя хорошо. Другие участники поездки не пострадали. Генсек тогда приказал никому об этом факте не сообщать и водителей не наказывать20.