Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

И какой вождь не любит быстрой езды! (Часть 3)

Дефектный "Каделяк"

Случались происшествия и по причине отказа раскрученной зарубежной техники. По поводу одного из них глава НКВД Ягода направил записку Сталину:

"12 мая 1936 года у машины марки "Каделяк" [здесь и далее так в тексте. - Авт.], на которой ездит тов. Серго Орджоникидзе, сломалось рулевое управление. Вал руля был начисто сорван у самого соединения с червяком, и машина полностью потеряла управление. Авария произошла на плавном повороте при тихом ходе в 10-15 километров.

Проведенным расследованием с участием специалистов и экспертов Научного автотракторного института (НАТИ) установлено, что поломка произошла из-за порочности самого металла вала рулевого управления и фабричных дефектов его изготовления.

Вал руля не цельно тянутый, а изготовлен путем сварки полосы стали в трубу. Сварной шов плохо выполнен, так как в нем имеются местные непровары шва. В материале вала обнаружено большое количество шлаковых включений, расположенных по шву и продольная трещина с двух сторон излома вала, выходящая на его внешнюю поверхность. Кроме шва, трещины обнаружены и в остальном сечении вала.

Исследование остальных, имеющихся в особом гараже двух "Каделяков" подтверждает наличие таких же дефектов (плохая сварка шва и трещины) и у них.

Полагал бы необходимым:

1) впредь до устранения дефектов изъять эти машины из эксплуатации;

2) предложить Наркомвнешторгу предъявить фирме рекламацию, потребовав замены рулевых колонок и валов другими"21.

Сталинская резолюция гласила: "Членам ПБ. По-моему, т. Ягода прав"22.

И уже 29 мая Политбюро приняло решение "Об автомашинах "Каделяк" (протокол № 40):

"1) Впредь до устранения дефектов изъять машины "Каделяк" из эксплуатации.

2) Предложить Наркомвнешторгу предъявить фирме рекламацию, потребовав замены рулевых колонок и валов другими"23.

Основной и оперативный автомобили "Паккард" у подъезда резиденции И.В. Сталина в Потсдаме. Германия. Лето 1945 г.
Основной и оперативный автомобили "Паккард" у подъезда резиденции И.В. Сталина в Потсдаме. Германия. Лето 1945 г.

В Большой театр пешком
Новые автомобили иногда преподносят сюрпризы водителям. Так случилось и с новейшим "Паккардом" осенью 1939-го. Начальник 1-го отдела ГУГБ НКВД СССР Н.С. Власик направил наркому госбезопасности Л.П. Берии рапорт:

"Доношу, что 29 октября с/г при следовании из Кремля в Большой театр автомашины "Паккард", принадлежащей гаражу особого назначения СНК СССР, в которой находились т.т. Сталин, Молотов и Микоян, машина на углу Исторического проезда и площади Революции внезапно остановилась.

Т.т. Сталин, Молотов и Микоян вышли из машины и направились пешком в Большой театр.

По заключению технической комиссии (акт прилагается) автомашина остановилась якобы из-за случайного выключения рубильника общей сети ногой пассажира, сидевшего рядом с шофером, или же от резкого торможения при невыжатом сцеплении.

По объяснению шофера, остановка машины произошла из-за неисправности реле и аккумулятора.

Считаю необходимым машину поставить на ремонт с полным разбором мотора.

Прошу Ваших указаний"24.

Путевой лист для поездок Сталина на 2 апреля 1932 г.  / ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 71.
Путевой лист для поездок Сталина на 2 апреля 1932 г. Фото: ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 71.

Разбор мотора эту версию подтвердил, а нога пассажира, вырубившая злосчастный рубильник, без последствий дошла до Большого театра. Стоит заметить, что подобных документов о ЧП с машинами ГОНа немного - напротив, отраженные в сотнях путевых листов каждодневные поездки Сталина и других советских вождей были хорошо организованы ведомством Павла Удалова и в условиях тогдашних далеко не идеальных столичных и подмосковных дорог были привычно безопасны. Порезанная в Сочи бровь так и осталась единственной травмой вождя во время автопутешествий...

1. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38. Д. 244-245.
2. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 67. Л. 146-150.
3. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 53. Л. 151-151 об., 152-152 об., 153-154, 155-155 об., 254-257.
4. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 69. Л. 93-94.
5. АП РФ. Ф. 3. Оп. 48. Д. 285. Л. 7-8; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 886. Л. 2, 24.
6. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 1-33.
7. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38. Д. 244. Л. 24.
8. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 39. Л. 17; 21.
9. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 53. Л. 283.
10. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 69. Л. 111-112, 114-115.
11. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 68. Л. 269.
12. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 67. Л. 17-17 об.
13. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 38а. Д. 67. Л. 18-18 об. 19-19 об.
14. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 120. Д. 141. Л. 1-3, 251-252.
15. Юдин С.М.- шофер гаража Ленсовета, персональный водитель С.М. Кирова.
16. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. ФК V-551. С. 88. Воспоминания Н.Ф. Свешникова.
17. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1243. Л. 16.
18. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1018. Л. 3.
19. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. ФК V-551. С. 88. Воспоминания Н.Ф. Свешникова.
20. Охота и политика. Десять веков русской охоты. М., 2009. С. 253-254.
21. АП РФ. Ф. 3. Оп. 48. Д. 285. Л. 22-23.
22. АП РФ. Ф. 3. Оп. 48. Д. 285. Л. 22; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 978. Л. 24; Оп. 163. Д. 1109. Л. 144-145.
23. АП РФ. Ф. 3.. Оп. 48. Д. 285. Л. 20-21.
24. Главный гараж России. От Собственного Его Императорского Величества гаража до Гаража особого назначения. 1907 - 2007. М., 2007. С. 141.

Источник

337


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95