По самым оптимистичным данным Всемирной организации здравоохранения, примерно каждый пятнадцатый человек нашей планеты страдает душевными заболеваниями. Методы лечения таких пациентов, как и общее отношение к ним, в разные периоды времени могли различаться кардинально.
Дмитрий Городецкий, редактор 1001.ru
Психиатр Филипп Пинель приказывает освободить от оков психическую больную. Париж, 1795 год. © /www.globallookpress.com
Вплоть до XVIII в. душевнобольные считались одержимыми дьяволом, которого необходимо было изгнать во что бы то ни стало.
Некоторые европейские рецепты мало чем отличались от описания пыток. «Больного сажают на смирительный стул, - делился опытом один немецкий психиатр, - привязывают, делают кровопускание, ставят 10-12 пиявок на голову, обкладывают тело ледяными полотенцами, льют на голову 50 вёдер холодной воды, дают хороший приём слабительной соли».
Буйных сажали на цепь. Или, чтобы довести до состояния полного изнеможения, привязывали к кровати, вращающейся со скоростью (горячий привет системе подготовки космонавтов!) 100 оборотов в минуту. Рвотные препараты, как всерьёз полагали ещё в XIX в., были в состоянии отгонять бредовые идеи...
Первым заговорил о хорошем отношении к психбольным французский врач Филипп Пинель. Вскоре после Великой французской революции он рискнул снять оковы со своих пациентов в парижской лечебнице Бисетр - многие после этого пошли на поправку. Великий философ-идеалист Гегель, например, оставил след и в психиатрии. Он описывал случай с пациентом, который считал себя покойником и на этом основании бросил пить и есть. Врачи не стали с ним спорить, а положили в гроб и снесли в подвал. Там уже стоял второй гроб, в котором лежал вполне живой артист, нанятый по случаю. Увидев «коллегу-мертвеца», актёр немедленно восстал из гроба, вынул оттуда же заранее припасённые вино и закуску и принялся за еду. «Когда душевнобольной удивился, - писал Гегель, - он отвечал, что умер уже давно и лучше знает, как живут покойники. Больной успокоился, стал есть и пить и выздоровел».
Многие известные люди искусства и науки имели достаточно серьёзные психические отклонения. Джонатан Свифт страдал потерей памяти, из-за полной недееспособности за его делами установили административный надзор. Фридрих Ницше, находясь на лечении в психбольнице, пил из сапога свою мочу, а больничного сторожа принимал за Бисмарка.
Гоголь страдал шизофренией, у него случались галлюцинации, депрессия. Писатель считал, что у него по-особому расположены все внутренние органы, а желудок вообще находится «вверх дном». Автор картины «Явление Христа народу» Александр Иванов вбил себе в голову, что его хотят отравить, и оттого провиант закупал себе исключительно сам. Причём каждый раз в другой лавке! КомпозитораШумана преследовали говорящие столы,художнику Врубелю представлялось, что он император...
В России дома умалишённых стали строить в конце XVIII в. Через 100 лет в стране было уже около 50 подобных заведений. Русскиеучёные Сергей Корсаков и Владимир Бехтерев стали создателями московской и петербургской школ психиатрии. Но тут случилась русская революция, которую многие психиатры сочли массовой психической эпидемией.
Большевики, конечно, заявили, что в новом обществе отсутствуют причины и условия для возникновения психических нарушений. Однако душевные болезни не хотели расставаться с Советами, и вскоре по строительству стационаров для психически больных Советский Союз вышел на первое место в мире, а количество койко-мест в них с 1935 по 1975 г. увеличилось в 10 раз!
Довольно долго психиатрия и советская власть «мирно сосуществовали» - с явной и мнимой политической оппозицией боролись иными методами. Первым дал политическую установку о том, что не любить социализм могут только сумасшедшие, Никита Хрущёв. Через 20 лет, в 1983 г., СССР был исключён из Всемирной психиатрической ассоциации. Правда, вскоре наша страна вернулась в эту организацию благодаря закону о психиатрической помощи, принятому в 1992 г. На тот момент он считался самым либеральным в мире.