Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

I. Предисловие

«ОДИССЕЯ» Гомера

Античная литература, и прежде всего произведения, созданные в Древней Греции, представляет и будет представлять огромный интерес для исследователей. Причем не следует сводить этот интерес к тому, который вызывают, скажем, артефакты в археологии или историзмы в филологии. В последних случаях речь идет о вещах ушедших, о «предметных» или «языковых» памятниках истории, — словом, о том, что пополняет наши знания о жизни предков, но чуждо современности. Произведения искусства, бесспорно, дают нам представление о той эпохе, в которую они создавались и которой посвящены. Но этим их значение не исчерпывается. Искусство имеет главную ценность — эстетическую. Оно, по большому счету, не бывает ни «современным», ни «устаревшим», существуя в своей, особой реальности. Над ним, по банальному изречению, «время не властно».

На первый взгляд, всё на свете, до чего додумался человек — от предметов быта до государственного устройства, — постепенно вытесняется новым, более добротным. Можно, например, проследить эволюцию письменных приборов — от заостренной палочки до компьютера — и признать, что лучше последнего ничего в этой сфере не придумано. Можно также отметить, что человечество стремится к совершенству, что каждый новый общественный строй отмечен меньшей несправедливостью, чем предыдущий, что рано или поздно установится наконец такой, который смены не потребует, ибо искомое совершенство будет достигнуто. Вредит ли технический прогресс духовности и как будет именоваться идеальный строй — главные вопросы, занимающие интеллектуалов.

Все это, повторимся, не имеет отношения к истинным шедеврам искусства. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи не может быть «вытеснена» одноименной картиной Сальвадора Дали. «Илиада» и «Одиссея» — не менее (а иной раз и более) совершенны, чем творения новейших писателей.

Гомеровские поэмы — вообще шедевры особенные. Их можно назвать «фундаментом» всей мировой литературы и, более того, — науки о литературе. Дело не только в хронологии. Идеи, темы, характеры, особенности композиции гомеровских произведений вошли в литературный обиход до скончания веков. Сама теория трех родов, на коей, как на трех китах, держится литературоведение, была бы иной, не окажись «Илиады» и «Одиссеи» в числе духовных привязанностей Аристотеля, основоположника данной теории.

Итак, изучение гомеровского эпоса ведет свою историю с античных времен. Прервавшись в «тёмные времена» раннего средневековья, оно возобновилось в эпоху Возрождения и с тех пор стало одной из важнейших задач литературоведческих и филологических наук. С гордостью отметим, что большую работу в этой сфере выполнили учёные нашей страны. Особо следует отметить заслуги И.М.Тронского и А.А.Тахо-Годи.

Неисчерпаемость данной темы обусловлена глубоким воздействием, которое оказывал Гомер на протяжении всего этого времени на литературу, философию, общественную мысль. Величайшие литераторы видели в легендарном слепце своего учителя, занимались переводами его поэм. Деятели других искусств находили в «Илиаде» и «Одиссее» темы для своих живописных, скульптурных или музыкальных произведений. Замечательные мыслители всех направлений обращались к древнегреческому эпосу, ища в нем подтверждения своих выкладок. Но, может быть, главное доказательство того, что Гомер прочно вошел в духовную жизнь последующих поколений, — это множество его образов, ставших фразеологизмами. И само расхожее название последних — «крылатые слова» — взято из «Одиссеи».

Именно поэтому древнегреческие поэмы стоит читать и перечитывать, вдумчиво изучать. Таким образом мы получим нечто большее, чем исторические сведения о жизни и быте племен, населявших когда-то юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Мы станем лучше понимать «изящную словесность» как вид искусства, прикоснувшись к ее истокам. Ведь законы, по которым созданы «Илиада» и «Одиссея», верны для литературы вообще.

Если же искать в поэмах «исторические сведения», то надо учитывать: история — лишь одна из трех основ, на которых зиждется гомеровский эпос. Две других — это сказка и мифология. Все древнейшие литературные произведения основаны преимущественно на мифологии. Иные из мифов имеют в основе своей некое историческое событие, иные представляют собой объяснение устройства мироздания. Исследуя мифологические мотивы, к примеру, в «Одиссее», мы затрагиваем весь пласт верований и сказаний древних греков. (Констатировав это, необходимо отметить: произведение не тождественно мифу. Оно представляет собой продукт его творческой переработки.) Все три вышеупомянутых основы взаимосвязаны; знакомясь с произведением, мы обнаруживаем, что они и вовсе «сливаются». Рассмотреть каждую из них в отдельности и оценить степень влияния на шедевр в целом — трудная, но весьма интересная задача. Ее решение поможет нам уяснить, какие силы управляют литературным творчеством и как должен «управляться» с ними сам автор, дабы создать шедевр.

В этом плане особо интересна вторая поэма «троянского цикла» — «Одиссея», которую можно назвать энциклопедией древнегреческих мифов и сказаний.

Ваш Роман Олегович Иванов

996


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95