Им скучно, им нечего делать, им некуда пойти. А летние дни такие длинные и так похожи один на другой, что в поисках приключений и интересной жизни уличная компания подростков готова на любой «подвиг»: украсть, избить, поджечь. И чувствуют себя,
во-первых , при деле, аво-вторых , настоящими героями. Они наслаждаются своей асоциальной ролью, потому что все легальное и общепринятое их не устраивает. Как происходит перерождение еще вчера, казалось бы, скромнейших, милейших и послушных мальчиков и девочек?
Социологи изучили подростковые группировки и составили типологию, которая доказывает неизбежность перехода
Сначала они как бы просто «озорные» группы с низким уровнем организованности. Состав текучий. Каких-либо групповых норм и ценностей не существует: у каждого подростка, входящего в группу, свои нормы и ценности. Но в ситуации, когда «делать нечего», начинают преобладать худшие нормы и низшие ценности. Ассортимент асоциальных и противоправных действий, характерных для «озорных» групп, особым разнообразием не отличается: драки, вандализм, расписывание стен непристойными надписями, вымогательство денег у младших ребят.
И вот группы уже вполне сформировались в асоциальные. Появилась сплоченность, выработались особый стиль поведения, манера одеваться, жаргон. Правда, им свойственны все те противоправные действия, что и «озорным». Осознанной криминальной направленности пока еще нет, но по ситуации может всякое случиться, ведь подростки, собравшись вместе, развлекают себя понятными им и доступными средствами: пивом, вином, сигаретами, водочкой.
Неустойчивые предкриминальные группы. Уровень организованности и сплоченности у них гораздо выше, иерархия жестче, а состав стабильнее. К обычному списку противоправных действий добавляются воровство, прием психоактивных веществ и распространение наркотиков. В таких группах действуют особые агрессивные правила поведения. Они просты, наглядны и очень живучи.
Правило амбиции: «Я и моя группа — самые крутые, кто в этом сомневается, тот враг и должен быть наказан».
Правило силы: «Если есть возможность продемонстрировать свою силу, не упускай ее».
Правило круговой поруки: «В столкновениях с другими группами и во всех рискованных действиях должны участвовать все члены группы без исключения».
Правило агрессии: «Проявляя жестокость к чужим, подтверждаешь преданность своим и тем самым доказываешь, что ты — надежный член группы и наказывать тебя не за что».
Буквально за один-два года существования такой группы быстро формируется «перевернутая» система ценностей. Социально одобряемые нравственные формы поведения становятся неприемлемыми, ведь они снижают статус в группе («Трус — побоялся витрину разбить!», «Слабак — мелкого пожалел, деньги не отнял!»), зато жестокие, агрессивные и асоциальные только приветствуются и статус повышают.
Ролевая позиция диктует, какие качества характера можно демонстрировать, а какие — нельзя. Стать «
Чем подростков привлекают представители таких групп? Опросы петербургского социолога Натальи Синягиной показали, что 54% подростков больше всего нравится в них «умение постоять за себя», 40% считают их «смелыми», а 35% — «независимыми».
В уличной группировке подростки обретают свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных), которые накладывают на них семья и школа. Там много чего вдруг можно: драться, ругаться, пить, курить, вызывающе вести себя и одеваться.
В группе подросток ищет и находит информацию, которую по тем или иным причинам не получает от родителей и учителей: «всю правду» об интимных отношениях, о наркотиках, о том, как вырваться из убогой нищеты, которую обреченно влачат родители, в «красивую жизнь».
Подростки жаждут искренности и честности в отношениях, которые, как им кажется, существуют в группе. Им нравится ясность и простота нравов. Дал слово — держи, задолжал — плати, украл — отдай в «общий котел». А нарушил хоть одно правило — пеняй на себя: кара настигнет, справедливая и беспощадная.
Группа безапелляционно принуждает к конформизму. Не секрет, что зачастую вся группа делает то, чего никто из ребят по отдельности ни за что бы не сделал. Когда пойманный на месте преступления и привлеченный к ответственности несовершеннолетний правонарушитель искренне твердит: «Я не хотел!», чаще всего это действительно правда. Он не хотел (избивать ребенка, грабить прохожего), но его вынудили — групповая ситуация, правило круговой поруки, боязнь быть изгнанным из группы.
Вошедшему в группу выйти из нее трудно. Он будет объявлен изменником и предателем, его начнут травить. «Изменнику» не избежать мести.
Система ролей в группах отработана до мелочей. «Командир» распоряжается, контролирует деятельность группы, наказывает провинившихся. «Скептик» может позволить себе иногда прекословить командиру и тем самым как бы проверить силу принимаемых группой решений. «Примиритель» психологически поддерживает членов группы в моменты кризисов. «Дипломат» обеспечивает сплоченность группы, гасит конфликты. «Затейник» — специалист по досугу. Он придумывает развлечения. «Совесть группы» охраняет групповые традиции. «Интриган» испытывает группу на прочность. «Шут» и «козел отпущения» — ребята с самым низким статусом, но и они нужны и важны, только благодаря им внутригрупповая агрессия находит выход.
Казанский социолог Равиль Ханипов в течение нескольких лет исследовал подростковые группировки в среднестатистическом промышленном центре. Его опросы учащихся
44% девочек и 22% мальчиков сообщили, что испытывают жуткий страх перед компаниями сверстников, когда гуляют по улицам. А 35% мальчиков и 23% девочек признались, что и сами входят в какую-нибудь группировку.
На простой вопрос исследователя: «Зачем?» — 19% мальчиков и 11% девочек ответили: «Чтобы обезопасить себя, чтобы не били, не приставали и от других бандитов защищали». Еще 16% мальчиков и 12% девочек заявили: «Чтобы приятно время проводить». Те, кто по
Какие признаки подскажут родителям, что их ребенок попал в асоциальную группировку?
Появляются новые друзья, которые избегают рассказывать о себе и своей семье, никогда не отвечают на вопросы о домашнем адресе и телефоне.
Все телефонные разговоры с новыми друзьями подросток начинает вести так, чтобы родители не слышали, плотно затворяет дверь.
Подросток возвращается домой все позже, причин не объясняет, постепенно даже предупреждать, что задержится, перестает. Никогда не сообщает, где находится. В ответ на вопросы агрессивно требует не вмешиваться в его дела.
Из дома вдруг пропадают деньги и вещи. Или, наоборот, обнаруживаются чужие.
Якобы для самообороны подросток вооружается кастетом, газовым баллончиком, ножом, отверткой.
Возникает ощущение, что его действиями
Иваницкая Елена