Однако популярность Тальков обрёл прежде всего как музыкант. Многие его песни мелодичны, запоминающиеся и выполнены в аранжировке популярных в то время музыкальных направлений. Что называется, не оригинально, но эффектно и умело подано. Жанр песен Талькова являет собой симбиоз авторской песни, диско, евро-попа и хард-рока. В последние два года творческой деятельности исполнитель обращался к жанру «хип-хоп». Интерес Талькова к этому музыкальному направлению запечатлён в композициях «КПСС», «Метаморфоза» и «Господин президент».
Ещё при жизни Талькова музыкальные критики обратили внимание на весьма часто встречающийся плагиат, имевший место в его композициях. Так, песня «Летний дождь» (одна из немногих лирических песен в репертуаре пламенного борца с «совком») подозрительно похожа на песню из репертуара модели и певицы Мадлен Кэйн «You and I»:
А песня «Новая дорога» неприятно напоминает аж о двух песнях сразу – «Loversnight» группы Supermax и «Бродячие артисты» вокально-инструментального ансамбля «Весёлые ребята»:
Но самое, на мой взгляд, отвратительное в том, что Тальков использовал чужие мелодии и для написания своих «политических» песен. Главный хит певца «Я вернусь», содержащий лирику довольно исповедального характера, по музыке и аранжировке максимально скопирован с «Lily Was Here» Дэйва Стюарта.
А один из наиболее агрессивных и обличительных номеров «Совки» в интро и проигрыше между припевом и третьим куплетом полностью повторяет соответствующие части одной из самых попсовых и коммерческих песен прогрессив-рок-группы Yes «Owner of a Lonely Heart».
Вдумайтесь! Человек написал на мотив иностранного хита про молодого человека с разбитым сердцем свой политический памфлет. И исполнил с надрывом и энергетикой, которые были восприняты как настоящие. Если говорить о моём субъективном отношении к этим фактам, выглядят они довольно цинично.
Отношение к Игорю Талькову коллег по цеху сегодня сильно разнится в зависимости от их музыкальной принадлежности. Так, рокеры Талькова не принимают – для них он чрезмерно плакатен, пафосен и неискренен (имеются, в частности, мнения Андрея Макаревича, Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова и Андрея Курылёва).
Эстрадные и поп-певцы высказываются о Талькове в сдержанно- уважительном ключе, многие из них перепевали его песни, в основном лирические. Здесь скажу, что некоторые из лирических песен Талькова действительно можно слушать. Его любовная лирика довольно брутальна, но проскальзывающие ласковые и нежные нотки придают композициям долю своеобразного шарма. Например, песня «I Love You» нетривиально развивает тему, начатую Владимиром Высоцким в его эстрадном хите «Ноль-семь». А песня, написанная в память о погибшем Викторе Цое, помимо действительно талантливых стихов, хороша и своей музыкальной частью. Задушевной и оригинальной (плагиат в данном случае был бы уж совсем пошлым).
После гибели Талькова его имя было поднято на знамёна рядом монархических, националистических и религиозно-ортодоксальных организаций. Вплоть до последнего времени велись дискуссии о причислении Талькова к лику святых. Так уж устроены россияне – могут либо люто ненавидеть, либо горячо обожать. Из крайности в крайность.
Но большая часть жителей России если и помнит о Талькове, то как об исполнителе 3-4 песен лирического содержания. Это объективный факт. И если объективно оценивать его наследие, видно, что большая часть написанного Игорем Владимировичем – обыкновенная конъюнктура, сделанная по принципу «Бей врага его же методами».
Плакатность на злобу дня, конечно, может успешно задавать тон настроения масс. Но когда день проходит и злоба выветривается – потихоньку начинают желтеть и плакаты. А после – навсегда остаются в уже прошедшем времени.
К сожалению, такая участь постигла и большинство произведений Игоря Талькова. Их автор, конечно, смог стать героем своего времени. Но это время всё больше отдаляется от нас.
Павел Новиков