Минпромторг внёс в Госдуму законопроект о возвращении ларьков, палаток и автолавок. По мнению замглавы ведомства, это позволит создать до 250 тысяч рабочих мест. Но разве не ради новых рабочих мест их массово сносили в 2015-м в столице?
Четыре года назад власти Москвы занялись демонтажом ларьков и палаток, которые, по их мнению, являлись незаконным самостроем (в это число входили ларьки, землю для которых выдавали под одни нужды, а использована она была под другие). Тем не менее, власти заявляли, что все владельцы будут иметь возможность построить новые здания.
Сложно сказать, что повлияло на решение владельцев, однако новые постройки на месте старых так и не появились. Может, кто-то решил не рисковать второй раз, ожидая повторного сноса, а кто-то понял, что стройку не потянет. Поэтому можно считать, что задача по ликвидации точек выполнена была, а вот пользы из неё, увы, извлечь ни одной стороне не удалось.
В пользу сноса был ещё один аргумент — создание новых рабочих мест в стационарных магазинах. Но и тут не задалось: многим работникам, которые занимались торговлей в палатках, были не рады в крупных сетях и магазинах — другое начальство, другие требования, другое отношение. Создать новые рабочие места не вышло.
В итоге сегдоня Министерство промышленности и торговли приходит к выводу, что внешний вид столицы — это, конечно, важный показатель, но выгоды от него никакой. Да и самим продавцам и покупателям снос ничего хорошего не принёс: первые лишились удобной точки, в которой они могли закупаться по дороге на работу или домой, а вторые — работы.
Каких-то особенных минусов от понаставленных кругом палаток сами горожане, кажется, тоже не испытывали: желающие покупают, остальные проходят мимо (благо, палатка не стационарный магазин, окольных путей искать не нужно). Был, конечно, риск столкнуться с продукцией ненадлежащего качества, однако трудно делать вид, что мы и так не сталкиваемся с этим повсеместно.
Тем не менее, Москва задала своеобразную тенденцию: количество палаток и ларьков резко сократилось во многих городах России. В основном остались пункты «очень быстрого питания», киоски с мороженым и прессой. Последние, кстати, тоже начали активно исчезать с улиц российских городов. С одной стороны, печатная пресса становится маловостребованной. С другой, администрациям они мешают по стандартным причинам: прокладывание трамвайных путей, строительство торговых центров, ограничение видимости.
Получается, что пути Минпромторга и московских властей сегодня сильно расходятся: пока одни настаивают на возвращении киосков, другие поддерживают заданные в столице тенденции. На чьей стороне будет победа?
Роман Морозов