В прокат выходит драма Юсупа Разыкова «Турецкое седло» — о спецагенте на пенсии, потерявшем вместе с работой смысл жизни. Фильм получил награды на крупнейших российских кинофестивалях, а премьера его состоялась на прошлогоднем «Кинотавре».
Авторское кино обычно не сразу добирается до экранов кинотеатров, и «Турецкое седло» здесь не исключение. Камерный фильм с нестандартным сюжетом вообще мог не заинтересовать прокатчиков, но положительные отзывы зрителей и критики подарили ему шанс, и думается, он им воспользуется — картина в самом деле яркая и заслуживающая внимания.
Режиссер и сценарист Юсуп Разыков больше известен как автор многосерийных телевизионных проектов («Федоров», «Исчезнувшая»). Сценарий для фильма он написал сам, причем для конкретного актера — Валерия Маслова из Ярославля. Название картины «Турецкое седло» — это медицинский термин, обозначающий выемку в клиновидной кости черепа. У героя она повреждена. Так режиссер объясняет его неспособность к изменениям.
По сюжету персонаж Маслова по прозвищу Ильич — агент по наружному наблюдению в отставке. Принять жизнь обычного пенсионера он не может — работа составляла весь смысл его существования, и теперь он не знает, куда себя деть и как проводить каждый новый день. Ежедневные ритуалы типа бритья, завтрака, облачения в рабочий костюм — всего лишь многолетняя привычка, с исполнением которой заняться Ильичу совершенно нечем. Новая служба в охране воспринимается им как досадное недоразумение.
По инерции он начинает вести слежку за всеми «подозрительными» людьми, попавшими в его поле зрения, в том числе за собственными соседями, и тем самым вносит некий смысл в свое существование. Всё меняется, когда в квартиру над Масловым вселяется влюбленная пара молодых музыкантов. Услышав чудесный русалочий голос девушки, Ильич пылко в нее влюбляется...
Герой этой картины — фигура трагикомическая. С одной стороны, его бессмысленная вахта, благодаря которой создается иллюзия службы, — нелепа, с другой — именно она дает ему стимул жить, пусть и глубоко тоскуя. Не только по делу, которому он посвятил жизнь, не оставив в ней места ничему другому, но и по ушедшей эпохе. Слом государственного строя оказался для Ильича и многих его коллег тяжелым моральным испытанием, и не все смогли принять внезапно упавшее на страну будущее.
Вторым главным героем картины становится голос — красивый, оперный, пробудивший в Ильиче давно забытые чувства. Так истинное искусство врачует огрубевшие души. Впервые в жизни Ильич чувствует нечто, не связанное со служебным долгом. Но любовь превращается в одержимость, потому что в глубине души герой ненавидит приметы нового времени, которые олицетворяют собой его молодые соседи.
Музыка и любовь не могут очистить его душу от накопившихся злости и обиды, заполнить собой пустоту, оттого трагическая развязка предсказуема. И тем не менее финал внушает оптимизм. Герой идет по городу, и крупные слезы катятся по его лицу. Он обрел способность плакать, чувствовать, переживать. И это сейчас необходимо ему намного больше, чем тихая жизнь на пенсии и ностальгия по былому.