«Просветление — это не то, что даст вам ответы
на ваши вопросы. Это то, что заставит вас сомневаться в ваших ответах»
Неизвестный учитель
Я, как человек, который в силу своей природы постоянно стремится к общению, в очередной раз пребываю в глубочайшем недоумении. И в этот раз вот по какому вопросу. Почему я говорю то, что говорю, а люди слышат всё, что угодно, кроме того, что я сказал? Я не на все сто, конечно, уверен в своих ораторских способностях, но на мой русский жаловались крайне редко. Уверен — я такой не один. Вспоминается старенький мем про то, что странным образом человек, который не понимает того, что вы ему говорите, считает тупым не себя, а вас.
Картина Алексея Кившенко «Военный совет в Филях» (1880) — сюжет о трудностях коммуникации
Приведу свеженький пример. Давеча, сидя на веранде в компании некоторых людей, я обмолвился, что испытываю какую-то усталость от одиночества, в котором нахожусь лет так уже тринадцать. И что не прочь бы встретить милую, желательно отягощённую интеллектом и чувством прекрасного особу, с которой смог бы разделить радость своей необузданной жизни.
На следующий день мы примерно в том же составе общаемся с дедушкой одного из моих приятелей. Дедушка интересуется, женат ли я, и, услышав отрицательный ответ, спрашивает, сколько мне годиков.
— Сорок один, — скромно отвечаю я, а дедушка в ответ делает круглые глаза.
— И почему не женат? — удивлённо спрашивает он.
— А не хочу, — отвечаю я, — одно время был одержим желанием жениться, но вот сейчас (внезапно) не нарадуюсь своей свободе, и у меня должны быть очень веские аргументы для того, чтобы от неё отказаться и променять жизнь путешественника и бродячего музыканта на оседлый быт остепенившегося кочевника и всю сопутствующую рутину.
Тут же оживляется один из собеседников.
— Ты же вчера только сказал, что устал быть один и хочешь женщину найти? — с некоторым негодованием вопрошает он.
— Стоп, — говорю я, — я сказал, что устал быть один и не прочь найти девушку для души, так сказать, боевую подругу — ту, с которой я бы мог разделить радость путешествий, обсудить просмотренный фильм или почитать стихи. Но я не сказал, что хочу жениться.
Собеседник делает разочарованную мину и гневливо отворачивается. Непроизнесённое слово «балабол» повисает в многозначительной и гнетущей тишине. То есть, мало того, что человек услышал нечто отличное от сказанного, он ещё и на основе своих искажений сделал вывод обо мне. И таких примеров — миллион.
Я помню, как пять лет назад один из моих духовных учителей в ответ на моё фонтанирующее словоблудие посоветовал мне думать прежде, чем сказать.
— Я думаю, когда речь идёт о чём-нибудь существенном, — обиженно отреагировал я.
— А должен думать всегда, — невозмутимо отвечал учитель.
— В смысле всегда? — возмутился в ответ я, — каждый раз, когда хочу сказать?
— Разумеется. И думать не только о том, что ты хочешь сказать, но и о том, кому ты хочешь сказать, когда ты хочешь сказать, для чего ты хочешь сказать, и как тебе лучше это сказать, если ты всё же принял решение говорить.
Я попытался представить себе это количество ментальных операций и сник. Думать в таком объёме я явно не был готов. Мне показалось, что учитель несёт ерунду, что никто так никогда не делает, и что в таком случае жизнь моя превратится в одно сплошное молчаливое размышление.
Спустя пять лет я могу подтвердить, что учитель был на сто процентов прав. То, что так сейчас почти никто не делает, говорит только об одном — мы деградируем и совершенно не контролируем себя в целом и свою речь в частности. Более того, чаще всего мы даже не понимаем истинного значения слов, которые произносим.
Не могу сказать, что я в точности исполняю наставления учителя и думаю над каждым словом или хотя бы думаю каждый раз, когда хочу что-либо сказать. Но совершенно определённо я стал чаще задумываться над тем, что говорю, и это приносит пока ещё совсем скромные, но уже результаты. По крайней мере, меня реже принимают за идиота. Пока по моим подсчётам соотношение примерно десять к одному. То есть из десяти раз, когда у меня появляется желание что-нибудь ляпнуть, один раз я успеваю подумать прежде, чем говорить. Кстати, написание текстов — отличный тренажёр.
Но теперь я столкнулся с новой проблемой: как научить слушать, а главное — слышать, тех, с кем я разговариваю? Бить собеседников ногами в живот я пробовал. Вариант неплохой, взаимопонимание улучшается сразу и довольно ощутимо, но в некоторых случаях визави теряет сознание и, бывает, память, и тогда все мои словесные потуги превращаются в прах.
Есть ещё один вариант — тщательнее выбирать собеседников. Тут, однако, проблема в том, что для того, чтобы выбрать, необходимо пообщаться, плюс не всегда есть возможность выбирать (если речь идёт о деловых переговорах, например). Христос призывал не метать бисер перед свиньями. Но дело в том, что с реальными свиньями я сталкиваюсь, к счастью, не так часто и распознав оную, коммуникацию технично, пусть и не всегда вежливо, сворачиваю. Нет, проблема в том, что прекрасно образованные, воспитанные и приятные в общении люди всё равно изо всех сил слышат что-то своё.
Эта проблема волнует меня не просто как человека. Дело в том, что коммуникация и передача информации — моё основное призвание, предназначение даже, если хотите. И я могу сколько угодно работать над собой и качеством передачи, но что я могу сделать с качеством приёма? А что думаете по данному поводу Вы, читатель?
Сам же обещаю, что, если докопаюсь до корня проблемы и найду её решение, обязательно напишу текст на эту тему.
Вечный Искатель