Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Император Земли

И вождь народов - со стекла
В кабине самосвала -
В меня нацелил взор орла,
Как выстрел из подвала.
Михаил Танич

Роман Иванов

Иосиф Виссарионович Сталин умер пятьдесят семь лет назад.

Целая жизнь прошла — и не проходило жизни.

Пятого марта и накануне снова прокатилась волна публикаций в прессе, забурлил Интернет, запустило несколько документальных фильмов и ток-шоу телевидение.

Сталин волнует, интересует, привлекает. Сталин вызывает острые споры и живые эмоции.

Стало быть, Сталин (а вовсе не Ленин) и теперь живее всех живых.

Причину этого нужно искать, конечно, не в сталинском прошлом, а в нашем настоящем.

Это оно, настоящее, заставляет многих с ностальгией оглядываться на то прошлое, когда «у нас была великая эпоха» (так называется один из романов Эдуарда Лимонова, кстати).

В исторических, околоисторических и псевдоисторических книгах, фильмах, статьях — и неважно, «просталинские» они или «антисталинские», Сталин в любом случае показан грандиозной личностью, выгодно смотрящейся на фоне современных наших (и не наших) политиков, лицемеров, стяжателей и демагогов.

Например, любая книга небезызвестного Виктора Суворова (Резуна) — это героическое фэнтези о самом могущественном в истории Красном Императоре, его огромном интеллекте и безграничной воле. О его Красной Империи — величайшем и сильнейшем государстве на планете. Том самом, полноценном Третьем Риме. И автор (как бы антисоветчик и как бы разоблачитель) пишет: «Я восхищён и очарован Сталиным. Это был зверь, кровавое дикое чудовище. А ещё — гений всех времен и народов». И приводит доказательства сталинской гениальности.

А вот как рассуждал Сталин по версии Солженицына (роман «В круге первом»):

«Вот кто молодец был — Бонапарт. Не побоялся лая из якобинских подворотен, объявил себя императором — и кончено дело. В слове „император“ ничего плохого нет, это значит — повелитель, начальник. Это ничуть не противоречит мировому коммунизму. Как бы это звучало! — Император Планеты! Император Земли!»

А ГУЛАГ — ну да, ГУЛАГ... А Древний Рим, страна Юлия Цезаря и Марка Аврелия, Аристотеля и Сенеки — и так далее, и тому подобное, — каким был государством? Правильно, рабовладельческим. И что?

Вспомнил по этому поводу строчку из стихотворения Дмитрия Быкова, литератора и журналиста (сам он называет её чуть ли не лучшей во всём своём творчестве): «Я в Риме был бы раб, но это был бы Рим!».

Вот эта строчка, пожалуй, объясняет всю современную «респект и уважуху» по отношению к Сталину.

Начитаешься, насмотришься, наслушаешься о грандиозных замыслах и свершениях Красного Императора, сравнишь его с дядями-политиками из телевизора — ухоженными, «упакованными», упитанными (и практически на каждого можно найти мерзейший компромат), оценишь современное состояние страны, ведомой этими самыми политиками, — и хочется рыкнуть:

ДА, ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН БЫЛ ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ!

ДА, ОН УНИЧТОЖАЛ ТАКИХ ВОТ ЗАЖРАВШИХСЯ ВРАГОВ НАРОДА!

ДА, ОН ХОТЕЛ ПОКОРИТЬ ВЕСЬ МИР И СТАТЬ ИМПЕРАТОРОМ ЗЕМЛИ!

ДА, МЫ БЫЛИ СИЛЬНЕЕ ВСЕХ НА ПЛАНЕТЕ, И ВСЯ ЗЕМЛЯ ЛЕЖАЛА У НАШИХ НОГ!

НУ А СЕЙЧАС — КТО МЫ, ЧТО МЫ, ГДЕ МЫ?..

(Ну ладно, не нравится коммунистам слово «империя» — скажите: «победа коммунизма в мировом масштабе». Звучит хорошо. Разве не этого вы всегда хотели, товарищи?.. Так великий Сталин ближе всех к вашей цели подошёл — слава ему и почёт во веки веков!)

Думаю, для многих подростков и юношей Сталин стоит в одном ряду с Дартом Вейдером и Чёрным Императором — вселенскими титанами, злыми гениями из «Звёздных войн».

Ах, это обаяние зла! Мороз по коже продирает от могущества, воли, власти, насилия, секса, чёрт побери. Бьющая под дых, гипнотизирующая навсегда дьявольская энергетика. А положительные герои — что с них взять? Скучны, предсказуемы, одномерны.

Честно говоря, не знаю, что этому самому обаянию зла противопоставить, тем более учитывая «текущую политическую и экономическую ситуацию».

Разве что — забыть, не упоминать, не расчёсывать, не возбуждать. Не украшать Москву плакатами со сталинским ликом, не посвящать диктатору огромное число статей и телепередач, ну и так далее. Вроде бы Сталин был, а вроде и не было.

В этом плане, возможно, права обозреватель «МК» Юлия Калинина:

«На самом деле точек зрения всего две. Сталин хороший и Сталин плохой. Тот, кто стоит на одной точке зрения, никогда с нее не сойдёт. Стороны занимают непримиримые позиции, компромисса быть не может, поэтому нельзя поднимать эту тему снова и снова.

Чиновникам — если у них хоть что-то есть в голове, кроме откатов и распилов, — надо понять: Сталин — это то, о чём пора перестать напоминать.

В обществе существует раскол по отношению к Сталину. Нельзя этот раскол углублять и расширять. Власть, наоборот, должна консолидировать людей — на достижение общей цели, общей победы.

Если праздничное убранство столицы непременно требует провокационных элементов — повесьте лучше портреты Гитлера. Граждане сразу объединятся — и те, кто за Сталина, и те, кто против. И ветераны, и правозащитники завоют в один голос: ой, да что же это творится, да куда же мы идём...»

Всё вроде верно. А с другой стороны — запретный плод сладок, замалчивание возбуждает особый интерес. Ой, не так всё просто. Страна уже проходила это в брежневское время: Сталина тогда и не обличали, и не хвалили, вообще без крайней необходимости не упоминали, общество не будоражили. В фильмах про войну, если по сюжету без Сталина никак нельзя было обойтись, режиссёры старались показывать развенчанного «вождя народов» как можно меньше и как можно нейтральнее. Вроде был такой «политический деятель», а вроде и без него страна жила, война велась не лучше и не хуже.

Задумайтесь над словами Льва Николаевича Толстого — сказано, между прочим, больше ста лет назад:

«Зачем раздражать народ, вспоминать то, что уже прошло?

Прошло? Что прошло? Разве может пройти то, чего мы не только не начинали искоренять и лечить, но то, что боимся назвать и по имени. Разве может пройти жестокая болезнь только от того, что мы говорим, что прошло. Оно и не проходит, и не пройдёт никогда, и не может пройти, пока мы не признаем себя больными. Для того чтобы излечить болезнь, надо прежде признать её...

Зачем поминать? Как зачем поминать? Если у меня была лихая болезнь или опасная и я излечился или избавился от неё, я всегда с радостью буду поминать. Я не буду поминать только тогда, когда я болею и всё так же болею, ещё хуже, и мне хочется обмануть себя. И мы не поминаем только оттого, что мы знаем, что мы больны всё так же, и нам хочется обмануть себя».

Вот и получается: да, болеем. Да, не излечились. И когда излечимся — неизвестно. И Сталин, по известному выражению Евгения Евтушенко, «ещё в Мавзолее», и даже не в Мавзолее, а в нас.

Кого обвинять в этом — «правящий тандем», масс-медиа, писателей, историков, а может, всё общество в целом, то есть нас самих?

Есть над чем подумать.

Ваш Роман Олегович Иванов

981


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95