Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Информирован — значит, вылечен

Система столичного здравоохранения стала более эффективной благодаря IT-технологиям

Информатизация столичной медицины за последние два года выходит на новый, передовой уровень. Ее задача — сделать максимально комфортной жизнь врачей и пациентов. Возможность удаленной записи к врачу уже входит у москвичей в привычку.

А в ближайшее годы во всех городских ЛПУ произойдет внедрение единой электронной медицинской карты. Что ждет еще москвичей — в материале «МК».

Революция свершилась

— Информатизация городского здравоохранения наряду с укреплением материально-технической базы и введением стандартизации медуслуг, медицинской помощи и диагностики не случайно входит в тройку самых крупных задач столичного здравоохранения, реализация которых сейчас завершается, — рассказывает и.о. руководителя Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов. — Вряд ли я открою вам Америку, когда скажу, что в нашей жизни без информационных технологий уже никак не обойтись. И в здравоохранении — особенно. IT-технологии предусматривают буквально все — от возможности записаться к врачу онлайн до информатизации лечебно-диагностических процессов, включая удаленные консультации, дистанционное слежение за ходом операций, оказание медпомощи с использованием робототехники, что стало уже реальностью, и т. д. Работой можно управлять на расстоянии — любая медицинская услуга, любое медицинское действие должно быть задокументировано, зафиксировано с помощью цифровых технологий. Этого требует и система страховой медицины, в условиях которой мы сегодня живем.

По планам до конца 2016 года в столице должны завершить создание Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Если в двух словах, то речь идет о формировании единого информационного поля для всех поликлиник, больниц и других государственных медучреждений города. Развертывание сервиса ЕМИАС, интегрированного в федеральную систему информатизации здравоохранения, началось в городе в 2011 году. «Сегодня мы создали в Москве технологическую платформу, которая решает задачи, не подвластные нам еще вчера, и имеет возможность развития для решения будущих задач», — говорит советник вице-мэра Москвы по социальным вопросам Леонида Печатникова Юрий Кашкаров. Произошедшее за последние два года он называет не иначе как «информационной революцией» в московской медицине: «То, что мы сделали за 1,5–2 года, в развитых странах делается десятилетиями. Именно поэтому я называю происходящее революцией».

Революция обошлась городу почти в 6 миллиардов рублей. Простые москвичи наверняка удивятся, если узнают, какой объем работы пришлось выполнить за столь короткое время. Техническое перевооружение учреждения было поистине глобальным. Оно включало и создание локальных вычислительных сетей, и установку компьютерного оборудования, серверов и прочих устройств. Во многих поликлиниках потребовалось проложить коммуникационные и инженерные сети, установить розетки и сетевые порты. За короткое время все ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) Москвы были подключены к высокоскоростным каналам связи. В поликлиники закупили 22 тысячи автоматизированных рабочих мест. В госпитали и больницы поставили более 60 тысяч единиц вычислительной техники. Некоторым узкопрофильным специалистам (например, в кабинеты маммографии, томографии, рентгена и пр.) закупили специализированное оборудование для работы с медицинскими изображениями и снимками (таких рабочих мест оборудовано более 400). Кстати, в ходе аукционов по закупке техники Департаменту удалось серьезно сэкономить — и на вырученные средства приобрести еще 28 тыс. единиц вычислительной техники. К настоящему моменту уже большинство врачей прошли специальное обучение работе с компьютером и в системе ЕМИАС.

СПРАВКА «МК»

Сегодня к ЕМИАС подключено более 550 учреждений здравоохранения — все государственные поликлиники столицы, а также более десятка диспансеров, консультаций и диагностических центров. До конца 2016 года в систему войдут и стационары — именно тогда в Москве завершится создание единого информационного пространства системы городского здравоохранения.

Запись к врачу вне расстояний

Но москвичам, разумеется, больше всего интересен результат — что появилось конкретно для них. А его сложно не заметить, хотя многие из нас уже успели привыкнуть к тому, что записаться теперь к врачу можно не только через регистратуру или толстый журнал самозаписи, но и удаленно. Сейчас даже не верится, что еще в 2011 году возможности записи к врачам на расстоянии в Москве еще не было. Не было порталов государственных услуг, а про приложения московского масштаба для современных гаджетов даже и не думалось.

Сегодня же записаться к эскулапу можно самыми разными способами на выбор: через инфоматы в холлах поликлиник и больниц (их уже 900); через Московский портал государственных и муниципальных услуг (https://pgu.mos.ru); через единый городской колл-центр (8-495-539-30-00) или через мобильное приложение (для мобильных устройств, работающих под управлением iOS и Android). В каждой поликлинике работают консультанты, которые помогают врачам и пациентам научиться пользоваться системой. Кроме того, действует система СМС-уведомлений для пациентов, которые напоминают о дате и времени назначенного приема.

Запись на прием к врачу через ЕМИАС проводится в общей сложности в 529 учреждениях с возможностью выбора необходимого специалиста из 40 775 внесенных в систему врачей. Только с августа—сентября прошлого года доля пациентов, которые записываются на прием дистанционно, выросла с 2% до 35%! Иными словами, каждый третий прикрепленный к поликлинике горожанин уже «засветился» в системе ЕМИАС, то есть воспользовался электронной регистратурой. В общей сложности количество удаленных записей к врачу уже превысило 20 миллионов.

При этом городской колл-центр и Московский портал госуслуг работают круглосуточно, так что спланировать визит к специалисту можно в любое удобное время. Ну, а приоритетом на нынешний год стало обеспечение соответствия времени фактического приема пациента к времени записи на уровне плюс-минус 15 минут. К тому же сейчас электронная запись во всех городских поликлиниках приведена в соответствие с приказом Департамента здравоохранения, по которому направлением пациентов к узким специалистам (в том числе в другие учреждения), а также на исследования в зависимости от показаний занимаются врачи-терапевты. Определен список из 17 специалистов, к которым можно записаться напрямую.

Информатизация медленно, но верно освобождает врача. Так, если раньше сотрудники регистратуры занимались только записью на прием, сегодня они постепенно привлекаются к доставке медкарт в кабинеты врачей. Не исключено, что в будущем их силы задействуют для выписки рецептов. Ну, а врачи будут всецело посвящать свое время пациентам.

МЕЖДУ ТЕМ

Как сообщает пресс-служба Департамента информационных технологий столицы (ДИТ), преимущества удаленной записи на прием к врачу городской поликлиники с помощью бесплатного приложения для смартфонов ЕМИАС теперь могут оценить и владельцы устройств на базе операционной системы Windows Phone. Версию программы для Android и iOS установили уже более 12 тыс. москвичей.

ЕМИАС дает возможность записаться к врачу нужной специальности, кроме узких специалистов, направление к которым можно получить только через терапевта, и просматривать уже имеющиеся записи. Программа позволяет завести на одном устройстве неограниченное число профилей, чтобы бронировать время посещения поликлиники для любого члена семьи. Для записи через приложение понадобится номер полиса обязательного медицинского страхования, прикрепленный к одной из городских поликлиник. Зарегистрировать свой полис в системе можно по единому круглосуточному телефону службы записи к врачу (495) 539-30-00.

Доля устройств на базе Windows Phone среди пользователей городских мобильных сервисов и приложений растет наиболее динамично. Если еще в январе на них приходилось около 10% скачиваний приложений Единой мобильной платформы, то к апрелю эта цифра выросла до 16,8%.

Электронную карту заказывали?

— Конечно, все сделать на счет «раз» невозможно. Информатизация — это длительный и дорогостоящий процесс. Ведь нужно учитывать все: провести кабель, поставить в учреждения «железо» (персональные компьютеры, принтеры и т. д.), ввести программное обеспечение… А еще нужно научить людей всем этим пользоваться. В тех лечебных коллективах, где подобное работает многие годы, уже не представляют жизнь без высоких технологий, — говорит заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.

В ряде передовых клиник города информатизация началась еще 5, а то и 10 лет назад. Среди «передовиков» — городские клинические больницы № № 12, 62, 57, 31, 7 и ряд других крупных стационаров. Здесь, например, знают о том, какого пациента везут к ним на «скорой», с того самого момента, как его забрал наряд СМП, какой у человека диагноз, какое отделение, какую технику, каких специалистов необходимо подготовить. В будущем такая система заработает во всех стационарах столицы.

Ну, а следующим шагом должно стать внедрение во всех столичных клиниках электронной медицинской карты (ЭМК) пациента. Процесс уже активно идет. По планам уже к концу текущего года на каждого пациента городских амбулаторий будет оформлена ЭМК, которая станет единой для всех муниципальных и государственных клиник Москвы. Затем в процесс включатся и столичные стационары. В этом году на ЭМК в пилотном режиме предполагают полностью перевести пять из них (в том числе все их подразделения) — НИИ детской хирургии и травматологии, ГКБ № 7, ГКБ № 12, ГКБ № 31 и ГКБ № 57. Алексей Хрипун отмечает, что системы информатизации поликлиник и стационаров должны быть интегрированы друг в друга: «Одна из основных задач — ликвидировать огромную пропасть между стационарной и амбулаторной сетями. Чтобы пациенты могли оперативно попадать в стационары, не задерживаться там дольше необходимого, если им можно помочь в первичном звене».

Информатизация столичной медицины за последние два года выходит на новый, передовой уровень. Ее задача — сделать максимально комфортной жизнь врачей и пациентов. Возможность удаленной записи к врачу уже входит у москвичей в привычку.

А в ближайшее годы во всех городских ЛПУ произойдет внедрение единой электронной медицинской карты. Что ждет еще москвичей — в материале «МК».

Революция свершилась

— Информатизация городского здравоохранения наряду с укреплением материально-технической базы и введением стандартизации медуслуг, медицинской помощи и диагностики не случайно входит в тройку самых крупных задач столичного здравоохранения, реализация которых сейчас завершается, — рассказывает и.о. руководителя Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов. — Вряд ли я открою вам Америку, когда скажу, что в нашей жизни без информационных технологий уже никак не обойтись. И в здравоохранении — особенно. IT-технологии предусматривают буквально все — от возможности записаться к врачу онлайн до информатизации лечебно-диагностических процессов, включая удаленные консультации, дистанционное слежение за ходом операций, оказание медпомощи с использованием робототехники, что стало уже реальностью, и т. д. Работой можно управлять на расстоянии — любая медицинская услуга, любое медицинское действие должно быть задокументировано, зафиксировано с помощью цифровых технологий. Этого требует и система страховой медицины, в условиях которой мы сегодня живем.

По планам до конца 2016 года в столице должны завершить создание Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Если в двух словах, то речь идет о формировании единого информационного поля для всех поликлиник, больниц и других государственных медучреждений города. Развертывание сервиса ЕМИАС, интегрированного в федеральную систему информатизации здравоохранения, началось в городе в 2011 году. «Сегодня мы создали в Москве технологическую платформу, которая решает задачи, не подвластные нам еще вчера, и имеет возможность развития для решения будущих задач», — говорит советник вице-мэра Москвы по социальным вопросам Леонида Печатникова Юрий Кашкаров. Произошедшее за последние два года он называет не иначе как «информационной революцией» в московской медицине: «То, что мы сделали за 1,5–2 года, в развитых странах делается десятилетиями. Именно поэтому я называю происходящее революцией».

Революция обошлась городу почти в 6 миллиардов рублей. Простые москвичи наверняка удивятся, если узнают, какой объем работы пришлось выполнить за столь короткое время. Техническое перевооружение учреждения было поистине глобальным. Оно включало и создание локальных вычислительных сетей, и установку компьютерного оборудования, серверов и прочих устройств. Во многих поликлиниках потребовалось проложить коммуникационные и инженерные сети, установить розетки и сетевые порты. За короткое время все ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) Москвы были подключены к высокоскоростным каналам связи. В поликлиники закупили 22 тысячи автоматизированных рабочих мест. В госпитали и больницы поставили более 60 тысяч единиц вычислительной техники. Некоторым узкопрофильным специалистам (например, в кабинеты маммографии, томографии, рентгена и пр.) закупили специализированное оборудование для работы с медицинскими изображениями и снимками (таких рабочих мест оборудовано более 400). Кстати, в ходе аукционов по закупке техники Департаменту удалось серьезно сэкономить — и на вырученные средства приобрести еще 28 тыс. единиц вычислительной техники. К настоящему моменту уже большинство врачей прошли специальное обучение работе с компьютером и в системе ЕМИАС.

СПРАВКА «МК»

Сегодня к ЕМИАС подключено более 550 учреждений здравоохранения — все государственные поликлиники столицы, а также более десятка диспансеров, консультаций и диагностических центров. До конца 2016 года в систему войдут и стационары — именно тогда в Москве завершится создание единого информационного пространства системы городского здравоохранения.

Запись к врачу вне расстояний

Но москвичам, разумеется, больше всего интересен результат — что появилось конкретно для них. А его сложно не заметить, хотя многие из нас уже успели привыкнуть к тому, что записаться теперь к врачу можно не только через регистратуру или толстый журнал самозаписи, но и удаленно. Сейчас даже не верится, что еще в 2011 году возможности записи к врачам на расстоянии в Москве еще не было. Не было порталов государственных услуг, а про приложения московского масштаба для современных гаджетов даже и не думалось.

Сегодня же записаться к эскулапу можно самыми разными способами на выбор: через инфоматы в холлах поликлиник и больниц (их уже 900); через Московский портал государственных и муниципальных услуг (https://pgu.mos.ru); через единый городской колл-центр (8-495-539-30-00) или через мобильное приложение (для мобильных устройств, работающих под управлением iOS и Android). В каждой поликлинике работают консультанты, которые помогают врачам и пациентам научиться пользоваться системой. Кроме того, действует система СМС-уведомлений для пациентов, которые напоминают о дате и времени назначенного приема.

Запись на прием к врачу через ЕМИАС проводится в общей сложности в 529 учреждениях с возможностью выбора необходимого специалиста из 40 775 внесенных в систему врачей. Только с августа—сентября прошлого года доля пациентов, которые записываются на прием дистанционно, выросла с 2% до 35%! Иными словами, каждый третий прикрепленный к поликлинике горожанин уже «засветился» в системе ЕМИАС, то есть воспользовался электронной регистратурой. В общей сложности количество удаленных записей к врачу уже превысило 20 миллионов.

При этом городской колл-центр и Московский портал госуслуг работают круглосуточно, так что спланировать визит к специалисту можно в любое удобное время. Ну, а приоритетом на нынешний год стало обеспечение соответствия времени фактического приема пациента к времени записи на уровне плюс-минус 15 минут. К тому же сейчас электронная запись во всех городских поликлиниках приведена в соответствие с приказом Департамента здравоохранения, по которому направлением пациентов к узким специалистам (в том числе в другие учреждения), а также на исследования в зависимости от показаний занимаются врачи-терапевты. Определен список из 17 специалистов, к которым можно записаться напрямую.

Информатизация медленно, но верно освобождает врача. Так, если раньше сотрудники регистратуры занимались только записью на прием, сегодня они постепенно привлекаются к доставке медкарт в кабинеты врачей. Не исключено, что в будущем их силы задействуют для выписки рецептов. Ну, а врачи будут всецело посвящать свое время пациентам.

МЕЖДУ ТЕМ

Как сообщает пресс-служба Департамента информационных технологий столицы (ДИТ), преимущества удаленной записи на прием к врачу городской поликлиники с помощью бесплатного приложения для смартфонов ЕМИАС теперь могут оценить и владельцы устройств на базе операционной системы Windows Phone. Версию программы для Android и iOS установили уже более 12 тыс. москвичей.

ЕМИАС дает возможность записаться к врачу нужной специальности, кроме узких специалистов, направление к которым можно получить только через терапевта, и просматривать уже имеющиеся записи. Программа позволяет завести на одном устройстве неограниченное число профилей, чтобы бронировать время посещения поликлиники для любого члена семьи. Для записи через приложение понадобится номер полиса обязательного медицинского страхования, прикрепленный к одной из городских поликлиник. Зарегистрировать свой полис в системе можно по единому круглосуточному телефону службы записи к врачу (495) 539-30-00.

Доля устройств на базе Windows Phone среди пользователей городских мобильных сервисов и приложений растет наиболее динамично. Если еще в январе на них приходилось около 10% скачиваний приложений Единой мобильной платформы, то к апрелю эта цифра выросла до 16,8%.

Электронную карту заказывали?

— Конечно, все сделать на счет «раз» невозможно. Информатизация — это длительный и дорогостоящий процесс. Ведь нужно учитывать все: провести кабель, поставить в учреждения «железо» (персональные компьютеры, принтеры и т. д.), ввести программное обеспечение… А еще нужно научить людей всем этим пользоваться. В тех лечебных коллективах, где подобное работает многие годы, уже не представляют жизнь без высоких технологий, — говорит заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.

В ряде передовых клиник города информатизация началась еще 5, а то и 10 лет назад. Среди «передовиков» — городские клинические больницы № № 12, 62, 57, 31, 7 и ряд других крупных стационаров. Здесь, например, знают о том, какого пациента везут к ним на «скорой», с того самого момента, как его забрал наряд СМП, какой у человека диагноз, какое отделение, какую технику, каких специалистов необходимо подготовить. В будущем такая система заработает во всех стационарах столицы.

Ну, а следующим шагом должно стать внедрение во всех столичных клиниках электронной медицинской карты (ЭМК) пациента. Процесс уже активно идет. По планам уже к концу текущего года на каждого пациента городских амбулаторий будет оформлена ЭМК, которая станет единой для всех муниципальных и государственных клиник Москвы. Затем в процесс включатся и столичные стационары. В этом году на ЭМК в пилотном режиме предполагают полностью перевести пять из них (в том числе все их подразделения) — НИИ детской хирургии и травматологии, ГКБ № 7, ГКБ № 12, ГКБ № 31 и ГКБ № 57. Алексей Хрипун отмечает, что системы информатизации поликлиник и стационаров должны быть интегрированы друг в друга: «Одна из основных задач — ликвидировать огромную пропасть между стационарной и амбулаторной сетями. Чтобы пациенты могли оперативно попадать в стационары, не задерживаться там дольше необходимого, если им можно помочь в первичном звене».

Екатерина Пичугина

843


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95