Многие, думаю, согласятся с тем, что любая другая страна для рядового обывателя становится интереснее и даже загадочней, когда вокруг неё витает ореол «закрытости и неизведанности».
Иран в этой трактовке, несмотря на то что не является молодым государством, и древнюю культуру — Персидскую, а затем и Иранскую, — является как раз таким случаем. Интересно, как мне кажется, понять, насколько интегрируются региональные особенности с другими, совершенно не похожими по культурному коду странами и даже частями света.
Иран для нас, согласно стереотипам, слухам, базово, — страна, полная запретов и ограничений. И да, зачастую это правдивое восприятие, касательно этого государства. Относится ли это к кинокультуре?
Кадр из фильма «Секс и философия», реж. Мохсен Махмальбаф, 2005
Начну с того, что Западное муви в Иране по большей части запрещено. Только один момент никому особо не мешает: это Марвеловские фильмы. Их крутят в полуподпольных кинотеатрах и даже по общественным телеканалам. Да, в крупных киносетях Тегерана вы никогда не увидите ничего американского (к примеру, лицезреть Вин Дизеля и компанию официально не получится), но вот на чёрном рынке этого добра хватает, и под этот самый рынок целые кинотеатры забабахали.
Я бывал в двух таких кинотеатрах посадочной мощностью около 50 человек.
Напоминало сцены из перестроечных видеосалонов в конце 80-х: толпа мужиков (женщин в Иране в полулегальных местах вы не увидите никогда) в душной небольшой комнате шумно реагируют на каждый взмах условного Стетхема…. Разве что экран стал больше и тоньше.
Поясню, почему такие залы полулегальны: есть ещё и абсолютно нелегальные залы.
Главным нарушением в полулегальных кинотеатрах является не то, что они «Made in USA», а, согласно законодательству, в Иране запрещено показывать кино с надписями на иностранном языке. Так что, по сути, кроме этой нормы, полулегальные залы ничего больше не нарушают.
Надо отметить тот факт, что такой вид развлечения во-первых очень доступен, своеобразные кинорумы присутствуют в каждом квартале, а во-вторых недорог, 2$ за вход при средней зарплате в Тегеране около 400$.
От «полных нелегальщиков» подобные кинотеатры отличает то, что они не показывают фильмы, где хоть каким-то намёком оскорбляется чувство верующих или эти сами верующие представляются в нехорошем свете.
Но врать вам не буду: два часа просмотра, пиратского тогда ещё, «Форсажа 8» меня не отпускало чувство страха, что местная жандармерия ворвётся и жестоко нас всех покарает.
В местных сводках частенько мелькают новости о закрытии той или иной точки. Но и реакция у столичного населения никакая. Нет этой реакции. Нет испуга, чувства страха или вины. Меня, конечно же, местные успокаивали.
... Но вот что я запомнил, несмотря на все технические проблемы, связанные с санкциями, качество полупиратского дубляжа на фарси было на высшем уровне.
Язык я не знаю, но локальный дублёр озвучивал того же Вин Дизеля, почти как наш Чонишвили.
У местных я поинтересовался: как они это все организовывают?
Система проста. Иранцы, что бежали от режима в Европу, США и Канаду, организовывают свои тусовки, скидываются деньгами, подключают местных спецов, и вуаля: кораблями, самолётами и поездами отправляют всё это своим сородичам.
Выше я отметил, что иногда даже государственные каналы показывают Голливуд. Само государство про это знает, но на самом высоком уровне закрывает на это глаза. Причина заключается в том, что в Иране очень развито спутниковое телевидение – спутниковое пиратское телевидение.
На его фоне общественное центральное телевидение каждый день теряет аудиторию. Чтобы удержать ту аудиторию, что ещё осталась, телевизионным деятелям негласно дали добро обходить строгую цензуру. Пару фильмов по ТВ я даже видел, но как я понял, показывают исключительно винтаж а-ля «Двойной удар» с Ван Дамом и «Вспомнить всё» с Шварценеггером.
Кстати, если интересно, с удовольствием расскажу про само ТВ в Иране и в целом про местную киноиндустрию. Она котируется на уровне Венецианских и Каннских кинофестивалей.
Местное сериалы не отстают от турецких по качеству.
По смысловой нагрузке, как по мне, иранскому кино мало кто равен.
Но опять же, расскажу, только если это будет интересно.
Возвращаясь к иерархии Тегеранских кинотеатров... Надо отметить, что сами местные не приветствуют «грязные кинотеатры» (перевёл дословно).
Рассказывая про зарубежный дубляж и полулегальные кинозалы, я мог посеять сомнения в иранской патриотичности. Сразу исправлю этот момент. Иранцы в этом плане похожи на советских людей. Персы сами по себе достаточно пытливая нация, которая много читает, много учится, много знает. Несмотря на некие стереотипы (иранцев часто записывают в арабы), местное население достаточно дисциплинировано и принципиально. И смотрят они зарубежный блокбастер только потому, что оно любопытно и оно запрещено. Есть те, кто грезит по «цветущему западному саду», но их абсолютное меньшинство.
Власти на местах всё это понимают, поэтому не спешат душить «серые» видеосалоны.
А вот с «грязными» борьба идёт жестокая и отчаянная. Надо понимать, что в такие пиратские заведения простой люд не ходит. Посетителями являются браконьеры (что-то вроде отдельной криминальной касты в Иране), спекулянты, наркоторговцы и прочие представители бандитской деятельности.
Сам, конечно, не бывал в таких кинотеатрах и бывать не планирую, но местные рассказывают, что и смотрят в них отнюдь не совсем кино. По сути, это закрытые вечеринки с крепким алкоголем, наркотиками и пошлятиной на экране.
На самом деле, много чем хочется поделиться и много есть что рассказать. Вы со мной, возможно, не согласитесь, но вот с иранцами у нас действительно много общего, и в «санкционной культуре» уж точно.
Люди разные, языки другие, а вот проблемы, как показывает жизнь, у нас одинаковые — как те, что отыгрывают в кино, так и те, что возникают при его съёмках.
Юрий Синицын