Москвичи и гости столицы привыкли называть Покровский собор , что воздвигнут на Красной площади в ознаменование победы над татарами, Храмом Василия Блаженного. Но многие ли знают,причем тут городской юродивый Василий, одержимый блажью зимой и летом ходить по улицам нагишом? Почему этот нищий чудак удостоился быть погребенным в пределе еще незаконченного храма и место его упокоения все четыре с половиной столетия , минувшие с того дня осталось нетронутым, хотя всем известно какие бури пережила русская столица за эти годы… Чем такое чудо объяснить? Да тем, что чудо и чудак , блажь и блаженный происходят от одного корня.
Чудак-нищий был способен творить чудеса и потому после своей кончины стал почитаемым святым. А смысл эпитета «блаженный» уже при жизни Василия таил в сути своей значение - «благо». Скепсис в слово «блажь», т.е. дурь, сумасбродство , люди внесли позднее, а в годы советского атеизма еще и добавили к этому понятию оттенок пренебрежения.
Но народная память , не сохранив всех нюансов трактовок, дискуссий и «разборок» между властями и официальной церковью, .к бескорыстным подвижникам, таким как Василий Блаженный, всегда сохраняла главное - веру в духовную силу , которой наделены люди, не зря называемые Божьими.
Обо всем этом говорили , вспоминали, делились знанием истории, архивными открытиями участники научной конференции, посвященной 450-летию со дня кончины Василия Блаженного в Государственном историческом музее. Тема обозначалась широко -«Юродивые в русской культуре» Говорили о том, что почитание юродивых - очень русское явление, характерное для народа стремящегося прикоснуться к духовности. На Руси ведь был не один блаженный - Василий. В его время да и в более поздние годы в Москве были известны и многие другие Божьи люди, способные творить чудеса и помогать ближним. И в других местах ,например, в Поморье, на Соловках – жили свои «региональные» чудотворцы, в честь которых воздвигались храмы.
История православной церкви исполнена драматичности, борения взглядов, поисков истины. На конференции неслучайно присутствовали священники-старообрядцы. Когда в Х!Х веке почитание блаженных в официальных церковных кругах стало вытесняться тяготением (очевидно под влиянием кругов более интеллектуальных, чем почитатели «святых из народа») к мудрости старцев – к старчеству , старообрядческая ветвь православия поддержала традицию обращения к юродивым-чудотворцам.
Возвращаясь к «главному герою» нельзя не сказать о выпущенной под эгидой ГИМ - на основе уникальных материалов из сокровищницы музея, книге «28 чудес святого Василия Блаженного» . «Почему двадцать восемь?» - спрашивали журналисты уже познакомившиеся со стендом, где демонстрировались рукописные раритеты времен царя Ивана Грозного, который, кстати сказать, Василия очень почитал. Работники музея объясняли: «Конечно, чудес было во много раз больше и о них сохранились документальные свидетельства. Но не забудьте и еще одно чудо - это сам выпуск издания иллюстрированного миниатюрами ХУ111 века, гравюрами и акварелями начала Х1Х… Что же касается чудес , явленных Василием Блаженным, то история сохранила и сведения об излечении им слепых, глухих, парализованных, одержимых, о его способности ходить по воде «аки по суху», о его пророчествах ( в том числе царской семье - Ивану Грозному и его сыну Федору), о «чудозрачном даре» и многом другом.»
И после смерти Василия Блаженного чудеса продолжались: есть исторические свидетельства, что приходящие к могиле святого с верой и молитвой получали избавление от бед и болезней.
Что ж, место погребения Василия Блаженного и сейчас доступно для всех, кто хочет обрести благодать - стоит только зайти в храм носящий его имя. Вот только способны ли мы , далекие потомки современников юродивых и блаженных времен Ивана Грозного, принести в это веками намоленное место глубину веры и силу духа, которыми обладали наши предки… А иначе - нас ждет просто экскурсия на историческую тему. Что, конечно, тоже неплохо
Надежда Колесникова