Столичный поручик Григорий Колокольцев, вдохновленный передовыми идеями, отправляется в пехотный полк в Тульской области. Однако служба там принципиально отличается от петербургской. Он сталкивается с необразованностью солдат, неподобающим поведением офицеров и постоянной муштрой. В ходе событий военный писарь оказывается приговорен к военному трибуналу и смертной казни. Защищать его вызывается граф Лев Николаевич Толстой.
Фильм основан на реальной истории, описанной в книге Павла Басинского о Льве Толстом. При этом смотрится он так, словно снят о нашей современности: Россия, традиционно выбирая какой-то свой «особый путь», почему-то никогда не меняется. При этом перед нами не сатира в стиле Салтыкова-Щедрина, не гиперболизированный символизм, не карикатура, а весьма честный взгляд на мир.
Как заметила режиссер Авдотья Смирнова перед премьерой, иногда милосердие важнее справедливости. Эта фраза характеризует картину как нельзя лучше. Психически нездоровый писарь Шабунин - пример классического маленького человека из русской литературы - не выдерживает армейских мучений и бьет по лицу офицера. Преступление? По закону - да. Но действительно ли он заслуживает смертной казни? И зачем вообще нужен мелочный закон с такой античеловеческой сущностью?
Рассуждая на эту тему, герои попутно затронут и другие общечеловеческие вопросы. Лев Толстой, увлеченный попытками спасти осужденного, не уделяет должного внимания своей семье, где набирает обороты конфликт между его братом и сестрой жены (Софьи Андреевны). Поручик Колокольцев оказывается меж двух огней: он хочет жить по совести и реформировать армию на современный лад, но в то же время мечтает наладить отношения с деспотичным отцом, который ценит долг и преданность закону выше всего. Даже полковник не желает суда, поскольку ждет прибытия ревизора из столицы. Но многочисленные совершенно мелочные поводы даже самых благородных персонажей фильма лишь приближают печальную развязку, а не отдаляют ее.
Исполнители главных ролей в «Истории одного назначения» подобраны идеально, причем загримированный Евгений Харитонов имеет удивительное портретное сходство с молодым Львом Толстым. Второстепенные персонажи – школьная учительница (Анна Михалкова), управляющий усадьбой (Игорь Золотовицкий) и, несомненно, Софья Андреевна (Ирина Горбачева), получились поразительно объемными и колоритными.
Фильм смотрится на одном дыхании. Он снят в незамысловато-простой манере, но от наблюдения за судьбами героев, за их мучительными выборами, невозможно оторваться. А после фильма - перестать печально размышлять о том, как сохранить в себе остатки человечности в, в сущности, никак не изменившихся реалиях.
Павел Соломатин, Сочи,InterMedia