Хроники музыкального 1995-го в первую очередь отдают должное масс-медиа - появлению знаковых телепередач и предтеч музыкальных телеканалов, а также модным журналам. Ведущий Олег Кармунин ведёт этот выпуск в тёмных очках - явный косплей «МузОбоза» Ивана Демидова, который и стал одним из главных создателей музыкального ТВ. Для полноты картины было бы неплохо рассинхронизировать речь ведущего с его изображением, как в «МузОбозе»; на это, правда, создатели «Истории русской попсы» не решились, хотя факт несовпадения голоса Демидова с видеорядом в выпуске отмечен. Вспомнив «МузОбоз», авторы перешли к «Акулам пера», ставшим сенсацией 1995 года: вроде бы музыкальная передача, что-то вроде открытой пресс-конференции звёзд, но в то же время и одно из первых скандальных ток-шоу. Кушанашвили спустя четверть века рассказывает, что амплуа «этакой свиньи» придумал для него всё тот же медиаменеджер Демидов... хотя для Отара эта роль была вполне органичной. Здесь же упоминаются первые спорадические прорывы команды Бориса Зосимова и вещание на канале «2х2» передач Biz-TV (из которых вскоре вылупилось «MTV-Россия»), а также появление глянцевых журналов «Птюч» и «Ом». Листая старые страницы, Кармунин не может скрыть удивления дичайшим (а по нынешним временам противозаконным) контентом «Птюча» - невольно ретранслируя мои собственные мысли 25-летней давности. А вот «Ом», хотя и претендовал на модность и звание «иконы стиля среди журналов», приличия старался соблюдать - его даже можно было почитывать (превозмогая снобизм редакции). Заканчивается выпуск сюжетом про «Старые песни о главном», реабилитировавшие «совковые» песни гламурной подачей - причём настолько удачной, что эта ностальгия не закончилась по сей день. Мимоходом авторы объясняют современным зрителям, что музыкальное телевидение существует и сейчас - только теперь там показывают тех, кому не удалось добиться популярности в интернете.
Из других любопытных тем выпуска можно отметить рассказ о бойз-бэнде «Иванушки International», которые в течение первых полутора лет после создания были совершенно не популярны, воспоминания о неприличных песнях Наташи Королёвой и возвышенном, но пошлом хите «Ах, какая женщина». 1995 стал годом эпичного фиаско Филиппа Киркорова на «Евровидении» и провального московского концерта Prodigy в полупустом ГЦКЗ «Россия», рождения псевдофолк-группы «Золотое кольцо» и песни «Гранитный камушек» (обратите внимание на новую трактовку текста, в котором обнаружен библейский смысл). Вновь затронут феномен продюсерских проектов, успех которых совсем не напрямую зависел от масштаба финансовых вложений: если интересно, из выпуска можно узнать, почему у Линды получилось стать звездой, а у певицы Клементии - нет.
По традиции этого проекта истории из прошлого века изложены бойким зумерским языком, дабы древние реалии были более понятны новому поколению. Так, кабаре-дуэт «Академия» назван лидером «по рекламным интеграциям», хотя таких слов тогда не знали. А популярность новомодного караоке объяснена давней русской традицией «бухать и орать» - только вот до появления японского развлечения орать песни приходилось наизусть.
Алексей Мажаев