Недавно смотрел фильм "Из машины" Алекса Гарленда (фильм номинирован на Оскар "за лучший сценарий"), а затем рассказывал об этом на трансляции, после чего завязался небольшой спор с коллегами.
Получилось несколько мнений.
Я держался за то, что фильм не впечатлил меня в силу не до конца проработанного сюжета, не совсем понятных характеров персонажей и их не совсем мотивированных поступков.
Но другая точка зрения состоит в том, что это и не важно. Фильм интересен именно потому что дает новую, резонансную реплику в дискуссии, что ведётся уже десятки лет - что такое искусственный разум, возможен ли он, возможно ли его создать,в случае более-менее свободного саморазвития как он себя поведёт?
Если рассматривать со второй позиции, то да, фильм интересен. И хотя мне не кажется, что реплика эта так уж свежа, уникальна, важна для этой дискуссии, но с качеством подачи не поспоришь. То есть перед нами отличный околонаучный экскурс в проблематику "роботологии", поданный в отличной обертке (замечательная картинка, хорошие актёры, впечатляющая "робо"-графика, более-менее сносный сюжет, но если рассматривать его лишь в этом утилитарном смысле). И действительно, полезно иной раз ставить перед собой подобные вопросы, а также мысленно ставить себя, например, в те же неловкие ситуации, в которых оказывался герой. Например, когда девушка-робот спрашивает его, "будут ли они вместе", а он гадает, запрограммирована она ли на это, или это настоящий разум, обладающий самосознанием, и герой мечется между действительным сумасшедшим желанием "сбежать вместе" и обязанностью выполнять свою работу. Как бы поступили вы, зритель, на его месте, что бы ответили этому милому роботу, доверчиво глядящему вам в глаза?
Но всё это частности. И если не думать о том, какой вклад внёс в фильм развитие робото-мысли, то остается много натянутых моментов. Слишком уж хитроумным представляется великий "учёный", решивший испытать своего робота любовью, подыскавший среди персонала своей компании подходящего "доброго" "холостяка" и сверившись с его профилем на каком-то порно-сайте, создавшего для него идеальный робо-образ прекрасной девушки. Слишком вяло выглядит и сам главный герой, медленно, но верно воспылавший всем сердцем к недоступной робо-богине, - непонятно, что творится у него в голове, на что он рассчитывает и как видит их "совместное будущее"? и почему вдруг так легко верит в то, что его начальник - величайший злодей? И хоть фильм позиционируется вроде бы как первая глава в истории роботов и последняя в истории человечества, непонятны дальнейшие шаги робо-героини, что заперев главного героя-простофилю в бункере, улетает куда-то на каком-то вертолете. Порадовал разве что этот последний, очень правильный и очень хлёсткий поворот - что всё-таки она его заперла, что всё-таки пришёл конец его вымученному и наивному романтизму.