Редакция «Отечественных записок» попыталась в меру своих сил выяснить, каковы представления школьников о прошлом родной страны и о значении истории в более широком смысле — как науки и формы культурной памяти. Группам петербургских и мурманских школьников было предложено написать домашнее сочинение на одну из трех тем: «Нужно ли знать историю?», «Что бы я хотел передать историкам будущего о нашем времени?» и «Кому бы я хотел поставить памятник?». Из двух десятков текстов для публикации было выбрано четыре наиболее характерных. Первые две работы (Екатерины Нефедьевой и Армана Габбасова) принадлежат ученикам
Две другие работы (Ильи Кравченко и Вероники Ивановой) написаны учениками
Екатерина Нефедьева,
10-й класс общеобразовательного отделенияАкадемической гимназии
Санкт-Петербургского государственного университета
Нужно ли знать историю?
Нужно ли знать историю? Определенно нужно. Честно говоря, мне даже в голову не приходит мысль об отказе от этой науки. Но причины на это у каждого мо гут быть свои. Некоторые просто считают, что раз этот предмет преподают в школе, значит надо его выучить. Правда, учат такие люди ненадолго: экзамен сдал и забыл. Конечно, в памяти остаются
Поставить памятник — это оставить память. Мы живем в настолько развитом мире, что память в той или иной степени остается обо всем. Но все же, если понимать под памятником некую фигуру из
Честно говоря, я плохо представляю себе, что можно было бы сообщить историкам из будущего о нашем времени. По прогнозам знатоков, лет через
Еще я бы, наверное, рассказала о том, как сейчас ведутся войны. Вспомнить хотя бы Первую мировую войну: немцы, прежде чем подорвать чужой корабль, просили всех пассажиров покинуть судно. По сравнению с тем, что мы наблюдаем сегодня, — терроризм, нападение без предупреждения, — это настолько честно и справедливо, что современность кажется слишком удручающей. А если быть совсем уж честным, то интересно историкам было бы услышать то, что разительно отличало бы наше время от их. К сожалению, никто не знает, что будет завтра не таким, какое оно сегодня…
Арман Габбасов,
10-й класс общеобразовательного отделенияАкадемической гимназии
Санкт-Петербургского государственного университета
Что бы я хотел передать историкам будущего о нашем времени?
Жоан Маду из «Триумфальной арки» сказала приблизительно так: «Я, наверное, очень глупая женщина, ведь я живу в историческое время, а не хочу. Мне хочется спокойствия и счастья». Что ж, я, конечно, не женщина, но ведь я даже не сильно интересуюсь тем, что сейчас происходит в мире, моя мать, конечно, смотрит новости, всякие-разные страны с мирами, но там по большей части рассказывают о том, как страдают нищие пенсионеры и студенты и прочие бюджетники, а единственными громкими событиями являются одиннадцатое сентября, Норд-Ост, Трансвааль и Беслан. Террористы повсюду, а между тем народ не перестает волноваться о насущных проблемах вроде: «Почему это квартплата дорожает, а и так толстомордые чиновники все жиреют да жиреют?» или «Какого такого красивого лешего горячей воды в кране нет?» Для меня гораздо актуальнее вопрос отопления и горячей воды, так как комната у меня угловая и по ночам, да и днем тоже, довольно прохладно, а еще после каждодневных тренировок надо бы мыться порегулярнее, и вообще, летний ремонтный сезон уже давно должен был закончиться, так что пусть не бузят, а работают. Вот.
Меня не интересуют глобальные проблемы, может, это несколько эгоистично, но я бы сказал историкам будущего о своей жизни: родился
Илья Кравченко,
10-й класс, г. Островной Мурманской обл.,Мурманская областная школа дополнительного
заочно-очного образования «
А-элита »
Кому бы я хотел поставить памятник?
В нашей жизни существует огромное количество людей, которые сделали нашу историю, прославляли нашу Родину в различных эпохах становления государства. Это были деятели науки и искусства, истории и спорта, великие полководцы и императоры. История знает имена людей, без которых развитие страны было бы невозможно. Одним из таких людей является великий князь Московский Дмитрий, впоследствии получивший прозвище Донской. Его роль в истории трудно переоценить, так как он сделал невозможное, он объединил Русь против татаро-монгольского нашествия. Князь Дмитрий остановил насилие, разбой, бесчеловечное обращение с людьми. Он один из немногих людей того времени, кто, по сути, спас не только Русь от монгольского ига, но и без преувеличения всю Европу. Я бы хотел поставить памятник этому человеку в виде высокого и сильного мужчины, его взгляд должен уходить вдаль, навстречу коварному и бесчеловечному врагу. Дмитрия Донского можно назвать героем своего времени. Он храбрый и мужественный человек, который не побоялся выйти на Куликово поле вместе со своей дружиной и встретить врага плечом к плечу с товарищами.
Этому великому полководцу и государственному деятелю по праву отведена столь высокая роль в истории. В заключение я хотел бы сказать, что таких людей, как Дмитрий Донской, должны знать не только в России, но и во всем мире.
Вероника Иванова,
10-й класс, г. Мурманск,Мурманская областная школа дополнительного
заочно-очного образования «
А-элита »
Кому бы я хотела поставить памятник?
В своей книге «От Руси к России» Лев Николаевич Гумилев, знаменитый русский историк, замечает, что не любить и не знать историю своей страны могут лишь люди, не любящие свою Родину, не гордящиеся ею, а значит не достойные звания гражданина своей страны. Памятник — это, прежде всего, память, история.
Во многих городах России поставлены памятники, посвященные историческим деятелям. Среди них особо эффектно выделяется монумент в честь тысячелетия Руси в Новгороде. Его скульптурная композиция включает в себя всех великих правителей России начиная с Рюрика и заканчивая последними членами императорской фамилии. Но я бы хотела особенно выделить роль Владимира I Святого в становлении русского государства.
В те далекие времена Русь населяли множество различных народов: славяне, варяги, балты, различные финно-угорские племена. Даже славяне различных родов отличались по обычаям и верованиям. Престиж языческой Руси в остальном мире был невысок. Кроме того, различные языческие пережитки (обряды кражи невест, кровавые жертвоприношения и др.) значительно затормаживали развитие Руси как самостоятельного государства.
Владимир Святой (он же Красно Солнышко) с самого начала своего правления пытался реформировать язычество. Он провел языческую реформу, которая, к сожалению, провалилась. Тогда Владимир понял неизбежность принятия христианства.
Но тут возникла иная проблема. Принимать другую веру на условиях Константинополя — значит попасть в
Владимир Святославович придумал оптимальное решение этого вопроса и учредил на Руси самостоятельную церковь.
Историк Дулуман писал: «Христианство для русского народа не было добром или злом, а тем и другим одновременно». Я позволю себе не согласиться с ним. Да, христианство оправдывало неравенство, что в дальнейшем привело к появлению зависимых категорий населения, да, на протяжении многих веков после крещения Руси язычники безжалостно уничтожались, да, византийский вариант христианства отдалил нашу страну от стран Западной Европы. Но со времен Владимира возрос международный престиж Руси, изживались языческие пережитки, ускорялось развитие культуры и к тому же усилилось единство русского народа, ускорилось формирование русского государства. Я полагаю, именно
Публикацию подготовила Александра Веселова.