Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Извините или извиняюсь – как правильно?

Говорим и пишем по-русски грамотно.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Стоит начать того, что извиняюсь – просторечная форма, а извините – этикетное слово и литературная норма.

Употребить просторечие – не большая беда, но тут есть проблема посерьезнее, как раз этикетная.

Дело в том, что “извините” — это высказывание-просьба. Оно включает в себя фатическую (контактоустанавливающую) функцию, то есть предполагает ответ. В данном случае это даже не просто ответ, а получение от собеседника разрешения снять с себя вину. Вне зависимости от того, какой ответ будет получен, за словом “извините” последует реакция – само по себе в коммуникативном акте оно существовать не может.

Со словом “извиняюсь” все наоборот – оно служит для признания оплошности, но очень беглого, не требующего ответа. Возникает впечатление, что человек не сожалеет, а говорит это для галочки. То есть он уже извинил себя сам и пошел дальше, а вы можете оставаться со своей обидой. Получается такое слово-рефлекс, без должного внимания к ситуации. Кстати, в числе таких слов машинально брошенное в сторону “приятного” при большом количестве обедающих вместо доброжелательного “приятного аппетита” конкретному лицу.

Иногда слово “извиняюсь” люди используют от неловкости, поскольку сказать “извини” и “прости“ сложнее – ведь эти слова предполагает ответ на признание вины. А “извиняюсь” – это менее травматично: инцидент без внимания не оставил, но не поставил себя ниже собеседника.

И все же честнее и приличнее говорить “извините”, если вы действительно сожалеете.

Есения Павлоцки

Источник

415


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95