На фоне разыгрывающихся громких коррупционных скандалов в бизнес-сообществе и правоохранительной системе, в мошенничестве теперь были замечены «приближенные» к высшему руководству страны. Во вторник, 13 сентября стало известно о домашнем аресте гендиректора входящего в состав управделами президента РФ ФГУП «Специальный летный отряд «Россия» Ярослава Одинцева. Причем, мера пресечения ему была выбрана еще неделю назад. А еще 10 его пособников были арестованы Басманным судом в апреле.
- Избрана мера пресечения в виде заключения под домашний арест до 6 ноября, — пояснила во вторник журналистам пресс-секретарь суда Юнона Царева, добавив, что Одинцеву инкриминируется «превышение должностных полномочий».
Аресту Одинцева предшествовали обыски в рабочем кабинете, а затем и у него дома. 6 сентября сыщики изъяли все компьютеры и документы, имеющие отношение к его работе. Сейчас обязанности Одинцева исполняет его заместитель, который был вызван из отпуска.
Арест Одинцева не первый в скандальном деле о мошенничестве при закупке оборудования для самолетов Ту-204, Ту-214 и Ил-96, обслуживающих первых лиц государства (Ил-96 — это президентский борт). Ранее в том же суде под стражу были отправлены семь других фигурантов дела. Это руководитель службы закупок «России» Игорь Коваленко, член конкурсной комиссии Дмитрий Поздняков, инженер предприятия Сергей Чернухин, а также четыре руководителя ЗАО «Авиаприбор-Сервис» Алексей Меницкий, Игорь Щетинин и два его заместителя Владимир Латышев и Юлия Бубнова. Еще три фигурантки, входившие в конкурсную комиссию специального летного отряда - Елена Шестакова, Ольга Дорожко и Елена Иванова в данный момент находятся под домашним арестом. В отличие от Одинцева этим фигурантам дела инкриминировалось «мошенничество в особо крупном размере». Впрочем с ролями в этой запутанной истории — кто был руководителем, а кто исполнителем - следствие пока не определилось.
Впрочем уже сейчас известно, что камнем преткновения стал контракт о поставках и обслуживании систем кондиционирования для самолетов президентского авиаотряда. По данным следствия, кто-то из задержанных лиц завышал цены на торгах и лоббировал интересы ЗАО «Авиаприбор-сервис», которая предлагала значительно большую цену, но при этом сама не производила оборудование, а выполняла посреднические услуги. По версии следствия, фигуранты дела намеренно завысили стоимость работ с 50 миллионов рублей, указанных конечным исполнителем ОАО «НПО «Наука», до 96,1 миллиона рублей. Похищено было не менее 46,1 миллиона рублей. Эти деньги фигуранты украли, прогнав их через фирмы-однодневки, не имевшие лицензий и технических возможностей для выполнения работ.
Адвокаты обвияняемых в свою очередь утверждают, что факта хищения не было, а контракт по обслуживанию самолетов будет выполнен в срок — до конца 2016 года.
Более того, указанная следствием реальная стоимость работ в 50 миллионов рублей была ориентировочной и называлась во время подготовки к тендеру.
Любопытно, что точно такая же схема мошенничества была внедрена и исполнена высокопоставленными фигурантами не менее громкого дела о закупке электронных браслетов для осужденных по завышенным ценам с использованием компаний, не производящих устройства. Сейчас в Замоскворецком суде идет процесс по этому делу, где главным фигурантом является экс-глава ФСИН Александр Реймер.
СПРАВКА "МК"
Специальный летный отряд «Россия» — федеральное государственное бюджетное авиапредприятие, подчиненное Управлению делами Президента РФ.
Предприятие обеспечивает перевозку воздушным транспортом высших должностных лиц РФ, а также руководителей ФСБ России.
До 1956 года высшее руководство страны летало на военных самолетах, где экипаж всегда состоял из офицеров ВВС. Но в 1956 году Минобороны освободили от обязанностей по перевозке первых лиц государства. В мае 1956 года в структуре «Аэрофлота» был создан спецотряд особого назначения (АООН), который базировался во «Внуково». Позже он получил наименование Отдельный авиационный отряд №235. Летный состав туда набирался из столичного транспортного управления гражданской авиации. При этом, чтобы пилотам отряда предоставить побольше часов налета, экипажам спецотряда было разрешено обслуживать не только полеты по перевозке первых лиц, но выполнять также регулярные и чартерные рейсы.
В 1990 году Отдельный авиаотряд №235 был переименован в «Отдельный авиационный отряд гражданской авиации», а в 1993 году преобразован в Государственную транспортную компанию «Россия». В октябре 2006 года к ГТК «Россия» была присоединена авиакомпания «Пулково». Объединенная авиакомпания стала осуществлять полеты под флагом ГТК «Россия», и название сменилось на Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная транспортная компания «Россия».
В январе 2009 года правительственный авиаотряд был выделен из состава ГТК «Россия». В составе Управления делами Президента РФ было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Специальный летный отряд «Россия».