Следственный комитет РФ в прошлую пятницу заявил об обнаружении во время строительных работ в центре Москвы, на территории Спасо-Андроникова монастыря, древних захоронений. Археологи, как водится, разразились комментариями насчет этих могил. Но умолчали о главном: они сами и пальцем не пошевелили, чтобы спасти древний некрополь от разрушения, чтобы остановить уничтожение культурного слоя, датированного как минимум XV–XVII веками. Более того, эти археологи-чиновники в свое время заявляли, что никаких могил в этом месте нет, и давали разрешение на застройку территории. Нас всех обманули дважды, а наших предков предали: кости знаменитых москвичей сейчас валяются на земле, их таскают голодные собаки.
Меж тем ученые — те самые, которые, потеряв всякую надежду, вызвали сотрудников СК РФ, — нашли уникальные фотографии и составили списки тех, кто был в этом месте погребен. В их руках доказательства, что именно здесь лежат герои Куликовской битвы, здесь похоронены градоначальники Москвы и здесь же лежат тела умерших от чумы (а значит, та стройка, которую ведут сейчас на месте некрополя, вероятно, еще и опасна для окружающих).
В нескольких метрах от беспощадно «вспоротого» строителями культурного слоя стоит самый древний храм Первопрестольной, расписанный святым монахом Андреем Рублевым. Его мощи, творящие чудеса, обретены, они спрятаны от глаз людских в нескольких шагах, но о них не знает никто, кроме их хранителей.
Ад и рай сакрального места — в расследовании «МК».
Главная тайна древнего некрополя
Спасо-Андроников монастырь может поспорить своим величием и святостью с самим Кремлем.
«Среди древних монастырей, основанных под руководством Сергия Радонежского, этот, безусловно, занимает первенствующее место», — указывает в своем исследовании зав. сектором музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, доктор искусствоведения Тамара Барсегян. Она может говорить о монастыре бесконечно.
— Первым игуменом был святой Андроник, монахами — великие иконописцы Андрей Рублев и Даниил. Что еще нужно знать, чтобы понимать истинное величие и уникальность этого места? Именно здесь, у святых врат обители, победоносный полк великого князя Дмитрия Донского был встречен митрополитом Киприаном. Именно на территории этой обители стоит древнейший из сохранившихся за пределами Кремля храмов Москвы — Спасский. Настоятели и монахи монастыря всегда были столь великими молитвенниками, что на них опиралось все государство.
Если о монастыре и его святых так говорят люди сугубо ученые, то что остается верующим? Молиться на каждый камень, на каждую травинку, выросшую на той святой земле. Но почему же тогда никто не молится? Почему тут работают экскаваторы? Почему идти приходится по человеческим костям?
Для начала опишу, что сегодня собой представляет монастырь. Основная территория, включая Спасский собор, огорожена и официально считается музеем им. Андрея Рублева. Но значительная часть осталась, что называется, открыта. На ней-то и располагался древний некрополь. Причем хоронили там москвичей с незапамятных времен — как минимум с XIV века. Ученые уверяют: здесь покоятся десятки тысяч наших великих предков. Кроме героев Куликовской битвы это и погибшие в Северной войне Петра Первого 1700–1721 годов, и убитые в Отечественной войне 1812-го. Только один пример: в некрополе лежит прах Семена Ганчулидзева, который командовал бригадой Барклая де Толли под Бородином (его имя и портрет есть в Военной галерее Зимнего дворца как одного из величайших воинов Руси).
— С XVIII века обитель становится местом упокоения московской знати: Лопухины, Салтыковы-Щедрины, Щербатовы, Толстые, Барятинские, Трубецкие и многие другие похоронены на территории некрополя монастыря, — рассказывает профессор Сергей Карнаухов. — Каждый из памятников, который стоял над их могилами, — это произведение искусства. Скажем, над прахом московского городского головы Василия Жигирева (умер в 1802 году) стоял саркофаг в виде… храма! Его сделал столичный скульптор Гавриил Замараев в память о том, что Жигирев построил на свои деньги грандиозный храм имени Мартина Исповедника в Алексеевской слободе. На надгробии Нарышкина была скульптура согнувшейся женщины с потухшим факелом. Могилу князя и княгини Трубецких украшали скульптуры двух женщин: одна стояла и была воплощением Надежды, другая была коленопреклоненная, держала крест и символизировала Веру.
Ученые показывают уникальные фотоснимки надгробий, сделанные в 1927 году, незадолго до их разрушения советской властью. Чудом сохранили всего десяток надгробий — находятся в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Некрополь, увы, стал местом последнего пристанища, и не только упокоившихся с миром или погибших в битве.
— Показать вам план Андроникова монастыря 1903 года? — спрашивает историк градостроительства, академик архитектуры Геннадий Мокеев. — Вот он, смотрите. Там четко видно, где похоронены умершие от чумы. Я не медик, не знаю, как долго может эта болезнь, затаившись в земле, ждать своего часа. Я только констатирую факт — чума прошлась по этому месту.
Чума «уложила» москвичей в 1740-х годах. Но кто может дать гарантии, что она не «проснется»? Медицинское освидетельствование этого места, несмотря на просьбу ученых, сделать никто не хочет.
С 1919 по 1922 год прилегающая территория пополнялась телами расстрелянных узников Андроньевского концентрационного лагеря. До сих пор здесь обнаруживаются простреленные черепа и пули тех лет.
Ученые составили список всех тех, кто был тут похоронен. Почти каждый день он пополняется новыми именами. Понятно, что полный перечень сделать просто невозможно, но даже тех фамилий, которые удалось установить по древним сохранившимся документам, хватит не на один фолиант.
Пляски на костях и с костями
— В течение многих лет территория некрополя деградировала, превращаясь в обычный бомжатник, — рассказывает Сергей Карнаухов. — Сюда приходили «черные копатели», вывозили старинные кирпичи, белокаменные надгробия, части одежды покойных. Сюда приезжали автомобили с молодыми людьми, парковались «для интимных занятий». Несколько лет назад здесь и вовсе преступники расстреляли 4 человек, а их тела потом сожгли.
— Мы знали о ситуации, отправили запрос в Москомнаследие, — подтверждает член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин. — Просили благоустроить территорию, установить памятник героям Куликовской битвы, присвоить территории статус особо охраняемого объекта и провести археологические раскопки. В ответ за подписью замруководителя Москомнаследия Кондрашова пришло удивительное письмо! Из него вообще мало что понятно, кроме фразы: «Выявление объектов археологического наследования требует привлечения археологов, но финансирование археологических работ за счет бюджета Москвы Москомнаследием не запланировано».
Крики тех, кто пытался спасти уникальное наследие, глушили, в том числе угрозой увольнения. Те же, кто обязан был спасать наследие столицы, молчали.
— Так, сегодня молчит Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, — продолжает Карнаухов. — Более того, 31 декабря 2015 года было выдано разрешение на строительство на этом месте тира.
Как только заработали строители, территория некрополя превратилась в место, напоминающее декорации для съемок фильмов о зомби и Апокалипсисе. Первые человеческие кости, разбросанные по земле, нашли вместе с учеными журналисты «МК». Тогда они пытались даже отбить их у голодных собак. Приехавшие стражи порядка посмотрели на журналистские удостоверения, на кости и… решили не связываться:
«Это не наш профиль. Это ведь не свежие кости. Понимаете, сегодня нет отработанных инструкций по реагированию на подобные инциденты. Мы не знаем, что нужно делать в такой ситуации. Но, согласитесь, это не мы должны останавливать осквернение древних могил», — заявил «МК» сотрудник полиции.
Месяц назад территорию некрополя взрыли экскаватором. И вскоре весь некрополь оказался завален отвалом культурного слоя, из которого торчали кости, надгробные плиты, ручки от гробов, кирпичи от фамильных склепов.
И вот мы снова на месте.
— Это кости как минимум трех человек, одна из них принадлежит мужчине, — очередная наша находка не порадовала руководителей строительства. К нам подбегают, вырывают кости из рук и убегают.
По закону сопровождать строительные работы должны археологи, но застройщик заключил контракт с неким ООО, и его археолог по имени Алексей нам и поведал поразительные вещи. Во-первых, что он не очень разбирается в древних захоронениях, во-вторых, что эти кости могут принадлежать свиньям, а не людям.
— Так вот же два гроба! — показываем мы на торчащие из-под земли крышки.
Чудо-археолог смущается, но потом начинает обвинять нас:
— Как вы посмели трогать кости, это же историческая ценность! Вы понесете ответственность! Вы разрушаете культурный слой.
— Так вы признаете, что он тут есть, а значит, охраняется государством?
— Есть, но грунт якобы «переложенный», то есть его уже копали, повредили.
— Но вот же гроб монаха (судя по елейной чаше, четкам, цвету и обивке, принадлежит епископу) в совершенно нетронутом состоянии?
Чудо-археолог коммерческой организации молчит.
Рядом один из рабочих достал из гроба ленту, на которой что-то написано, и начал вслух читать… Другой схватил, судя по всему, бедренную кость и запульнул ею в забор.
Профессор Карнаухов звонит в СК… Приехавшие следователи забирают кости, сразу определяя, что они человеческие, а не свиные, назначают экспертизы.
— Очевидно, что идет уничтожение культурного слоя, — говорит председатель Совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Владимир Хуторев-Гарнишевский. — Очевидно, что идет уничтожение древних захоронений. Очевидно, что идет надругательство над останками.
— Знаете, — профессор кафедры градостроительства МАрхИ, исследователь некрополя Александр Малинов осекается, подбирая слова. — Наверное, лучше, чтобы об этом никто не знал. У людей, особенно москвичей, будет болеть сердце. Будет скандал такой, что всех этих горе-строителей и архитекторов могут привлечь к ответственности. Хотя, может, оно и к лучшему. То, что происходит сейчас на месте некрополя, для всей Москвы — преступление даже не века, а всех последних столетий. Если бы на самом верху узнали и осознали, что на одну чашу весов положили историческое и культурное наследие Москвы и какой-то тир.
А что до хозяев будущего тира…Они не видят ничего особенного в том, что уничтожаются захоронения. Они лишь ускоряют темпы строительства и ширину котлована на территории некрополя. Об истинных владельцах на стройке говорить отказываются наотрез. Однако «МК» удалось выяснить…
— Разрешение на строительство выдано ООО «Ассоциация делового сотрудничества», — рассказывает Карнаухов. — От их имени на объекте с нами общаются разные люди. Но все они говорят о некоем персонаже. Действительно, после наших обращений именно он пытался доказывать, что не было там никогда никакого некрополя. Мы готовим обращение в СК РФ о проверке историко-культурного исследования, которое он предоставляет в качестве аргумента, что там кладбища никогда не было. Эксперты усматривают в нем исторические подлоги. Говорить об отсутствии там некрополя — значит вычеркнуть историю Москвы. Насколько я знаю, наш оппонент — сертифицированный инструктор по стрелковым видам спорта. В обоснование строительства тира говорят о патриотическом воспитании молодежи. У меня большие сомнения в этом.
Однако тир — это только часть проблемы. С советского времени на этой территории стояла небольшая шашлычная. Строение было временным. Каким-то образом кирпичный сарай был зарегистрирован в качестве капитального, и новые хозяева шашлычной уже несколько лет бьются в судах, для того чтобы заполучить всю территорию некрополя под строительство, как они говорят, центра китайской медицины.
— Официальных документов о разрушении культурного слоя, о надругательстве над могилами, о костях, разбросанных на площади 7 тысяч метров, не существует, — вздыхает Хуторев-Гарнишевский. — Так как их некому составить!
Единственный документ, в котором должны сохраниться свидетельства о котловане, — отчет археологов. Но готовится он до 3 лет. Ценнейший сохранившийся слой древнейшей части Москвы к этому времени будет беспощадно уничтожен.
Спасительная тайна Андрея Рублева
В сотне метров от некрополя в тайном месте лежат мощи Андрея Рублева. Знают об этом лишь хранители да пара ученых. При жизни своей к ним в подземелье спускался Алексий II. В общем-то, на этом перечень тех, кто прикоснулся к святым мощам, можно заканчивать... Церковь не спешит рассказывать россиянам, что эти мощи — именно канонизированного в лике святых Андрея Рублева, что они чудесным образом сохранились и издают благовонный запах. Не потому ли, что боится волны паломников куда более значительной, чем к мощам Матроны? Но об этом потом. Сначала — точно ли это останки Рублева? И точно ли они обладают чудесными свойствами? Здесь недостаточно верить на слово, нужно увидеть — и глазами, и сердцем.
После исповеди и причастия настоятель дает нам благословение на это. Хранители открывают двери маленькой часовни, внутри — электронные коды, сигнализация. Вниз по ступенькам. И снова нужно ввести пароль, снова гремят связки ключей. Но вот и крошечная комнатка, где стоит подобие гроба. Внутри останки двух человек.
— Ближайший к вам — Андрей Рублев, — говорят хранители. Череп сохранился просто изумительно, а запах, который он издает, кажется, возносит на небеса.
— Я присутствовал, когда доставали эти мощи во время раскопок, — вспоминает прихожанин Евгений. — Они лежали в подземелье под святым престолом Спасского собора. Сначала инженер (он был человеком неверующим) велел всем надеть маски. Опасался зловония. Но случилось то, о чем я читал только в церковных книгах и всегда пытался представить, — разлилось невероятное благоухание. После этого все строители и реставраторы пошли креститься.
Руководивший исследованием главный специалист бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин рассказывал, как изменили мощи его жизнь. «Настоятель отец Вячеслав предложил мне самому спуститься в место раскопок, но перед этим нужно было покреститься (я был некрещеный). Я прошел обряд. А когда спустился, был потрясен тем, насколько сохранились останки одного из тел, которое я сразу идентифицировал как Андрея Рублева. Потом была целая антропологическая комиссия. Множество ученых изучали ДНК, состав костей и пришли к выводу, что двое погребенных «с большой долей вероятности» и есть Андрей Рублев и Даниил». Передо мной сотни листов этого исследования. Ошибки быть не может. Совпадают возраст, рацион питания, и даже то, что усопшие занимались живописью, работали с красками.
— Мощи янтарно-золотого цвета, — рассказывает монахиня Христина, которая написала книгу об Андрее Рублеве. — Я сама их видела дважды. Это было невероятно — никакого сомнения, что прикасаешься к Божьему чуду. Я провела целое исследование мощей, и все, что я узнала, говорит о том, что другого варианта не дано: это именно Андрей Рублев. И это теперь одна из главных наших святынь! А то, что происходит, это надругательство над мощами, над святым местом…
Ученые считают, что единственным выходом было бы возродить Спасо-Андроников монастырь (обязательно оставив на его территории музей им. Рублева), официально признать мощи святыми и открыть их для всех людей. Тогда сюда хлынут сотни тысяч паломников. Тогда-то и кончится весь этот кошмар, который творится сегодня на земле Андроникова монастыря.
Справка "МК"
Кладбище Спасо-Андроникова монастыря стало уничтожаться после соответствующего решения Моссовета в 1918 году. Последние надгробия были снесены в сентябре 1927 года.
Редакция просит считать эту публикацию официальным обращением:
— в Генеральную прокуратуру РФ
— к мэру Москвы Сергею Собянину
— в Синодальную комиссию по канонизации святых РПЦ